06.02.2020

Суд – крайняя мера или суровая необходимость?

Одной из задач Первичной профсоюзной организацией моряков г. Владивостока РПСМ является оказание свои членам юридической помощи в связи с нарушением их социально-трудовых прав и представления их интересов в судах Российской Федерации. Однако решить трудовой спор в рамках досудебных процедур удается не всегда. Зачастую истинные владельцы судов прячутся за спины оффшорных компаний, с которыми подписывается трудовой договор моряками.

Сводная конвенция МОТ о труде в морском судоходстве 2006 позволяет отчасти решить данную проблему: в подобных случаях моряки могут обращаться в суд с исками к агентствам по найму и трудоустройству моряков о компенсации заработной платы (стандарта А 1.4, пункта 5, п/п с, vi), чем и воспользовалась ППО моряков г. Владивостока РПСМ. Первые пять исков были выиграны еще в 2014 году против круинговой компании «РОМА», которая в настоящее время прекратила свое существование, так и не рассчитавшись с моряками по данным судебным решениям. Тогда, в 2014 году вместе с первыми победами по данным искам профком моряков столкнулся и с первыми разочарованиями: решения против круингов оказались неисполнимыми на практике ввиду отсутствия на счетах  круинговых компаний средств и имущества для их исполнения.

Однако почти пять лет спустя, в 2019 году, впервые в судебной практике дело по трем исками к круингу «Морская Волна» закончилось не только победой в суде и решением в пользу моряков, но и реальной выплатой честно заработанных денег. Причем, если первый иск к «Морской Волне» прошел через апелляционную инстанцию, то при подаче уже третьего иска, почти год спустя, когда Профкому пришлось восстанавливать сроки исковой давности, а судно «EAST STAR» уже было переименовано и числилось за другой компанией-судовладельцем, «Морская Волна» выплатила существующую задолженность, не доводя дело до рассмотрения дела по существу в суде. Всего по трем искам к «Морской Волне» моряки фактически получили порядка 500 тыс. рублей ( 215 618 руб., 158 818 руб., 130 635 руб.)
В своей практике Профком моряков г. Владивостока сталкивается с проблемами моряков, оказавшихся в тяжелом положении в связи с банкротством судоходных компаний. Так, по искам пяти членов экипажа, фактически брошенных на обесточенном танкере «ИЧА»  (принадлежит камчатской компании-банкроту ООО «Камагро»)  в порту Владивосток без средств к существованию, удалось арестовать судно и отстоять не только заработную плату. Моряки получили деньги за все отработанное время по дату подачи иска в суд и за все время, проведенное ими на судне для обеспечения безопасности мореплавания во время судебных слушаний, пока не была организована репатриация людей банком-залогодержателем.

Плюс к этому Профком добился компенсации:  расходов по провизии, отпуска за весь период вплоть до самой репатриации с судна, морального вреда, оплаты выходных и праздничных дней в двойном размере. Эти суммы не были предусмотрены контрактом и не входили в суммы выплат по судебных приказам, которые осуществлялись под контролем транспортной прокуратуры Камчатки в рамках процедуры банкротства компании ООО «Камагро» по другим работникам компании. По двум решениям моряки получили более 1,8 млн рублей (по первому – 1 316 628 рублей, по второму – 526 000 рублей).
По второму решению средства были перечислены арбитражным управляющим за день до заседания суда по снятию ареста с танкера «ИЧА». К слову, к этому времени судно уже было продано в рамках процедуры банкротства ООО «Камагро» и   принадлежало новому владельцу.
– Обращение в суд – это крайняя мера, – говорит председатель ППО моряков г. Владивостока РПСМ.  – Но зачастую необходима. В дальнейшем она делает компании  более «отзывчивыми» к требованиям профсоюза при решении тех или иных трудовых споров. Ведь их в большинстве случаев можно реально решить в рамках досудебных процедур. Так, после встречи с круинговой компанией «Морская Волна» в суде нам удалось наладить вполне плодотворное сотрудничество по проблемам других судов, на которые компания поставляет кадры. Сейчас эти вопросы решаются в кратчайшие сроки и зачастую просто по телефону.

По материалам www.sur-vl.ru

↑ 

Наверх