28.01.2020

Российские мореплаватели 200 лет назад открыли Антарктиду

200 лет назад, 28 января 1820 года, корабли русского флота «Восток» и «Мирный» под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева приблизились к побережью Антарктиды. Этот день считается днем открытия шестого, самого южного и самого холодного континента Земли. Его наличие в этой части земного шара ученые предполагали еще со времен античности, но долгое время никто не мог к нему даже приблизиться.

Ученик Крузенштерна и участник войны с Наполеоном

Гипотеза о существовании Южной земли была выдвинута античными географами и поддерживалась средневековыми учеными. О некоем «антарктическом регионе» упоминал Аристотель в середине IV века до нашей эры. Древнегреческий картограф Марин Тирский во II веке н. э. использовал это название на карте мира, не сохранившейся до наших дней.

Начиная с XVI века, поиски Антарктиды вели португальцы Бартоломеу Диаш и Фернан Магеллан, голландец Абель Тасман и англичанин Джеймс Кук. Догадки о наличии большой неизведанной земли имелись у итальянца Америго Веспуччи, однако экспедиция, в которой он принимал участие, не смогла продвинуться дальше острова Южная Георгия. Веспуччи по этому поводу писал: «Холод был так силен, что никто из нашей флотилии не мог переносить его». А Кук после неудачных попыток найти Южный материк заявил: «Я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы». Его авторитету поверили, и в течение 45 лет полярных экспедиций не предпринимали.

Опровергнуть это утверждение удалось русским мореплавателям Фаддею Беллинсгаузену и Михаилу Лазареву. Когда морское министерство Российской империи запланировало экспедицию в высокие широты Южного полушария, выбор пал на этих людей неспроста. Беллинсгаузен был старше и опытнее, ходил в кругосветное плавание на корабле «Надежда» под командованием Ивана Крузенштерна. Лазарев же имел серьезный боевой стаж, в 25-летнем возрасте уже командовал фрегатом «Суворов», совершившим кругосветку, посещал Русскую Америку.

Начало плавания

Деятельное участие в подготовке проекта принял Иван Крузенштерн, веривший, что новая экспедиция к Южному полюсу способна достигнуть более южных широт, чем ранее Кук. С детальным планом миссии он обратился к морскому министру. В нем он не только уточнял задачи отряда, но и указывал на важность подбора команды, назначения ученых-естествоиспытателей, обеспечения экспедиции физическими и астрономическими инструментами и рекомендовал в начальники Беллинсгаузена, имевшего «редкие познания в астрономии, гидрографии и физике».

Целью экспедиции значились открытия «в возможной близости Антарктического полюса». Инструкцией морского министра мореплавателям предписывалось исследовать Южную Георгию и Землю Сандвича (ныне Южные Сандвичевы острова) и «продолжать свои изыскания до отдаленной широты, какой только можно достигнуть», употребляя «всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколь можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли».

16 июля (по новому стилю) 1819 года экспедиция в составе двух шлюпов под командованием капитана 2-го ранга Беллинсгаузена вышла из Кронштадта в Рио-де-Жанейро. Экипажи были укомплектованы военными моряками-добровольцами. Шлюпом «Восток» командовал Беллинсгаузен, шлюпом «Мирный» – лейтенант Лазарев. В состав участников также вошли астроном Иван Симонов и художник Павел Михайлов.

Обоим командующим изрядно досаждали проблемы с кораблями, о чем они нередко сообщали в своих записях. Корпус «Востока» был недостаточно прочным для плавания во льдах, а многочисленные поломки и почти постоянная необходимость откачивать воду изнуряли команду.

«В сей бесплодной стране блуждали мы, как тени»

В начале осени при попутном ветре корабли взяли курс через Атлантический океан к берегам Бразилии. С первых же дней велись научные наблюдения, которые Беллинсгаузен и его помощники тщательно и подробно заносили в вахтенный журнал. Через 21 день плавания шлюпы подошли к острову Тенерифе, затем корабли пересекли экватор и встали на якорь в Рио-де-Жанейро. Запасшись провизией и проверив хронометры, они покинули город, взяв курс на юг в неизвестные районы полярного океана. К концу декабря 1819 года шлюпы подошли к острову Южная Георгия. Корабли медленно продвигались вперед, осторожно лавируя среди плавающих льдов. Неизвестным прежде землям давались имена офицеров и других должностных лиц двух шлюпов.

Продвигаясь на юг, экспедиция впервые встретила обширный плавающий ледяной остров. На третий и четвертый день после встречи с дрейфующими льдами открыли три небольших неизвестных высоких острова, на одном из которых из жерла горы шел густой дым. Здесь путешественники познакомились с природой южных полярных островов и их обитателями – пингвинами и другими птицами. Острова назвали в честь Анненкова, Завадовского, Лескова, Торсона. Позднее, когда имена офицеров «закончились», перешли к знаменитым современникам: так появились острова Барклая-де-Толли, Ермолова, Кутузова, Раевского, Остен-Сакена, Чичагова, Милорадовича, Грейга.

«В сей бесплодной стране скитались мы, или, лучше сказать, блуждали, как тени, целый месяц; беспрестанный снег, льды и туманы не напрасны, Сандвичева земля состоит вся из небольших островов, и к тем, кои открыл капитан Кук и назвал мысами, полагая, что то сплошной берег, прибавили мы еще три», – писал Лазарев.

Наконец, 28 (16) января 1820 года шлюпы достигли 69°25′ южной широты. Этот день и считается точкой отсчёта в истории освоения Антарктиды – безлюдного ледяного материка. До них никто не видел эту картину: белая бесконечность. Беллинсгаузен повел корабли вдоль ледяной громады.

В личном письме Лазарев писал, что в этот день они «встретили матерой лед чрезвычайной высоты» и, пытаясь продвинуться на юг, «всегда встречали льдинный материк, не доходя 70°». Лазарев прекрасно понимал, что перед ним горы материкового происхождения. Над шлюпами кружили птицы – аборигены Антарктиды.

Участники эккспедиции первыми в мире подошли к антарктическим шельфовым ледникам. Обнаруженную землю русские моряки назвали Льдинным материком. Хотя тогда, в январе 1820 года, дотошный Беллинсгаузен еще сомневался в том, что открыл именно материк.

На следующий день «Восток» и «Мирный» сблизились, но сильный ветер, пасмурность и снег не давали возможности продолжить исследование. Особый интерес начальника экспедиции в тот день вызывали даже не льды, а пингвины, о чем можно судить по его записям. Участники плавания навели среди обитателей Южного полюса настоящий переполох, пытаясь познакомиться с ними поближе.

Со времени выхода из Рио-де-Жанейро тогда прошло 104 дня, и условия жизни на шлюпах были близки к экстремальным. Из-за постоянного мокрого снега и тумана было очень тяжело сушить одежду и постели.

Поворот назад

В следующие месяцы корабли прибыли на ремонт в Австралию, после чего пережидали зиму среди островов Полинезии. Затем в ноябре 1820 года была предпринята новая попытка достичь Антарктиды. В январе 1821-го Беллинсгаузен открыл около нее остров Петра I и Землю Александра I. Однако из-за плохого состояния шлюпа «Восток» ему пришлось прекратить дальнейшие изыскания. К тому же, 21 февраля на «Мирном» скончался матрос Федор Истомин. По версии судового врача, он умер от тифа, хотя в отчете Беллинсгаузена указана «нервная горячка». Завершая свою эпопею, экспедиция подробно обследовала Южные Шетлендские острова.

24 июля 1821 года корабли стали на якорь на Малом Кронштадтском рейде. Плавание заняло 751 день, за который было пройдено около 50 тыс. морских миль.

Помимо Антарктиды путешественники открыли 29 ранее неизвестных островов, точно определили географические координаты множества мысов и заливов, составили большое количество карт, впервые взяли пробы воды с глубины, изучили строение морских льдов, исследовали обитателей Южного полюса и собрали богатые зоологические и ботанические коллекции.

Отметим, что в честь открытия Антарктиды по всей стране проводятся выставки и другие памятные мероприятия. Сегодня состоится празднование этого события на антарктической станции «Беллинсгаузен». Барк «Седов» и фрегат «Паллада» совершают приуроченные к открытию шестого континента кругосветные плавания, а барк «Крузенштерн» – трансатлантическое путешествие. Суда встретятся в районе субарктических островов Южной Георгии. Кроме того, сейчас проходит третий, антарктический этап кругосветной экспедиции «Антарктида. В кильватере первооткрывателей» яхты «Елизавета», в ходе которой преподаватели и ученики Макаровки совершают путешествие по пути следования шлюпов «Мирный» и «Восток» и высадятся на станции «Беллинсгаузен».

По материалам Газета.ru, ТАСС, Известия

↑ 

Наверх