24.01.2020

Обеспечить право моряков на справедливое обращение

Польский капитан стал жертвой наркоторговцев, использовавших многоцелевое судно «UBC Savannah»  (флаг Кипра, построено в 2000-м году) под его управлением для контрабанды нелегального груза. 5 августа прошлого года при разгрузке в Мексике, в порту Альтамира, в одном из трюмов нашли 240 кг кокаина. Причем  подозрительные пакеты обнаружил сам экипаж. А предшествовавшие этому инциденту многочисленные обыски  «UBC Savannah» в Барранкилье, Колумбия, с использованием специально обученных служебных собак ни к чему не привели, хотя власти получили сигнал,  что судно, вероятно, используется для контрабанды наркотиков.

Как выяснилось при разгрузке в Мексике, кокаин было спрятан под несколькими тысячами тонн нефтяного кокса, что делало практически невозможным его обнаружение при погрузке грейферами. Капитан остановил работы и сообщил о находке властям, после чего он и все члены команды были арестованы и заключены в тюрьму в Сьюдад-Виктории.  Спустя  пару месяцев весь экипаж кроме капитана освободили и снова заключили в тюрьму на 6 недель, поскольку у них были просрочены документы, но в итоге  все же депортировали из страны. Капитан Анжей Ласота до сих пор остается в тюрьме по подозрению в халатности и неосведомленности о возможной  перевозке нелегального груза.

– То, что творится в судоходной отрасли с перевозкой наркотиков –  в большинстве случаев не является виной моряков, – уверены в Российском профессиональном союзе моряков. – Погрузка-выгрузка – вообще, по большому счету, это не их работа, и уже тем более отслеживать, есть ли там наркотики.  Если спецслужбы не могут это сделать, даже имея на руках информацию о контрабанде, то почему всю вину перекладывают на капитана? Моряки в такой ситуации абсолютно бесправны, что противоречит всем человеческим нормам и попросту недопустимо.

После этого инцидента в Мексике было задержано еще два судна с кокаином, перевозившие его по такой же схеме: «UBC Tokyo» и «Delphi Ranger» .

Между тем  Ласота  переведен в федеральную тюрьму в Тепиче, где усилия по его освобождению увенчались петицией к польскому президенту Анджею Дуде.  В ней  подчеркивается, что капитан задержан без должной причины и без суда и стал случайной жертвой грязной игры наркокартеля.

Мексиканский судья установил для прокуратуры пятимесячный срок для сбора доказательств, после чего начнется судебное разбирательство, которое может растянуться на годы, в лучшем случае – на два года.  Если капитана признают виновным, ему  грозит длительное тюремное заключение на срок от 10 до 20 лет.

– Недавно в ИМО представлен документ, который предлагается сделать  дополнением к  рабочей программе по «Справедливому обращению с моряками, задержанными по подозрению в совершении преступлений на море». Документ будет рассмотрен  на заседании 107-ой сессии Юридического комитета (16-20 марта 2020 года) и пока предлагает следующее:  всякий раз, когда моряка задерживают на территории государства-члена ИМО, компетентный орган должен по требованию моряка немедленно сообщить о задержании  государству флага и государству гражданства моряка; незамедлительно сообщить моряку о праве сделать такой запрос; разрешить консульским работникам этих государств незамедлительно связаться с  моряком и регулярно посещать его до тех пор, пока моряк будет находиться под арестом.

Соавторы документа предлагают создать совместную рабочую группу из представителей ИМО и МОТ, которая будет следить за тем, как обращаются с моряками при задержании по подозрению в совершении преступлений на море. В её задачи будет входить обеспечение права моряков на справедливое обращение в случаях их задержания по подозрению в совершении  преступлений на море; выработка руководящих принципов и рекомендаций по предотвращению вовлечения моряков в преступления на море.




↑ 

Наверх