20.01.2020

Витус Беринг: человек и пароход

Российский капитан-командор датского происхождения Витус Беринг, родившись на берегу фьорда, с детства мечтал о мореплавании, а спустя годы возглавлял экспедиции такого масштаба, каких не было ни до, ни еще полвека после него. И сегодня его заслуги не забыты, как и то, что он сделал для страны. 

На пути в империю

Долгие годы никто не знал, как в действительности выглядел Витус Ионассен Беринг. Мальчику, родившемуся третьим в семье церковного старосты Йонаса Свендсена и его жены Анны Педерсдаттер Беринг из древнего датского рода, дали имя умершего дальнего родственника. Путать мореплавателя с его тезкой, придворным летописцем, перестали лишь спустя десятки лет исследований, когда по черепу из захоронения реконструировали его реальный портрет.

Намудрили историки и с днем рождения Беринга. Считалось, что он родился 12 августа 1681 года, но в церковных книгах при этом было указано, что 5 августа ребенка крестили в лютеранской церкви. Есть версия, что на самом деле датчанин появился на свет 2 августа, а 10 дней исследователи прибавили, думая, что речь идет о дате по старому стилю, хотя Дания на тот момент уже перешла на юлианский календарь.

Водная стихия завораживала будущего первооткрывателя с детства. И, видимо, неслучайно он появился на свет в портовом городе Хорсенс, раскинувшемся на берегу фьорда. Мальчик убегал в порт со школьных уроков ради того, чтобы пообщаться с моряками и услышать их рассказы о дальних морских странствиях. Окончив школу, 14-летний Беринг подался юнгой на голландский корабль и несколько лет провел в дальних плаваниях по Ост-Индии и Карибским островам. Юношей он окончательно решил связать свою судьбу с морем и, высадившись в Амстердаме, поступил в морской кадетский корпус.

В это время там по поручению императора Петра I находился русский адмирал норвежского происхождения Корнелиус Крюйс: он искал опытных моряков, чтобы пригласить их на службу. В 1704 году получивший офицерское звание Беринг поступил в чине подпоручика в российский военно-морской флот, переехал в Петербург и взял себе имя Иван. На родине он побывает еще однажды, спустя 10 лет, и больше никогда туда не вернется.

Лошадьми, лодками, собаками

Двадцать лет Беринг жил в бесконечных трудах и ожидании. На долю моряка выпало немало ответственных дел: под его руководством по воде доставлялся лес с берегов Невы к острову Котлин для возведения крепости Кронштадт, он командовал шнявами «Мункер» и «Таймалар», участвовал в войне с Турцией в составе Азовской флотилии, служил на Балтийском флоте во время Северной войны, перегнал в российскую столицу судно «Перл» из немецкого Гамбурга, а из Белого моря в Ревель вокруг Скандинавского полуострова – корабль «Селафаил», и, наконец, командовал крупнейшим на тот момент в стране трехпалубным 90-пушечным кораблем «Лесное».

Внезапно Беринг подал в отставку – несмотря на чин капитана 2-го ранга, награды и многочисленные заслуги. Есть мнение, что причиной тому стала гордость – моряк все эти годы мечтал о звании капитана 1-го ранга, но назначения не дождался. Спустя пять месяцев мореход получил повеление Петра I вернуться на службу, а вместе с тем – желанное повышение. За месяц до своей смерти император издал указ отправить экспедицию на Дальний Восток и собственноручно составил секретную инструкцию к путешествию.

Морякам предстояло добраться до Камчатского полуострова, а затем отправиться вдоль берегов «земли, которая идет на норд», и отыскать пролив или перешеек между Азией и Северной Америкой. Первая Камчатская экспедиция под руководством Беринга с помощниками – морскими офицерами Алексеем Чириковым и Мартыном Шпанбергом, – а также геодезистами, штурманами и корабельных дел мастерами стартовала из Петербурга 24 января 1725 года и длилась пять лет.

Два года 34 исследователя шли через Сибирь до Охотска, сменяя лошадей лодками, и, в конце концов, добрались на собачьих упряжках до построенного для них бота «Святой Гавриил». На нем они за несколько месяцев обогнули берега Камчатки и Чукотки, зашли в пролив и убедились, что «нельзя Азии соединяться с Америкою». Следуя сквозь туман, экипаж подгоняемого северным ветром и окруженного китами бота открыл новые бухты и заливы. Миссию экспедиции сочли выполненной: другого материка на расстоянии двух сотен верст от камчатских земель обнаружено не было. Заручившись поддержкой остальных участников, боявшихся попасть во льды, Беринг развернул судно в столицу.

Мореплаватель представил дворцу внушительные материалы по итогам путешествия, в том числе журнал и карты инструментальной съемки западного побережья моря на протяжении более 3,5 тысячи километров. Адмиралтейская коллегия, хоть и упрекнула Беринга в некоторой нерешительности, пожаловала ему чин капитана-командора и денежную награду в размере одной тысячи рублей. Сам же он в то время уже задумывался о новой экспедиции к дальним берегам.

В Сибирь с клавикордами

Слабостью мягкого и кроткого по натуре Беринга называли его жену. Дочку состоятельного коммерсанта Анну Кристину Пюльзе он повстречал в отвоеванном у шведов Выборге и меньше чем через год, в октябре 1713-го, женился. Сразу после свадьбы мореплаватель надолго оставил дом, попав в плен к шведам в ходе войны. Оставшись в одиночестве практически с самого начала замужества, Анна, по всей видимости, решила сопровождать мужа в дальнейших плаваниях и навсегда избавиться от титула «соломенной вдовы».

Когда Беринг получил добро на очередной поход к американскому континенту, жена моряка отчаянно последовала за ним. Двое их старших сыновей Йонас и Томас остались на попечении в пансионе ревельской гимназии. А вот младших, Антона и Анну, пришлось взять с собой – во Вторую Камчатскую экспедицию. Чтобы не ударить в грязь лицом, Берингша, как любовно ее звали члены экипажа, захватила на борт и столовое белье, и изящную фарфоровую и серебряную посуду, и даже клавикорды. Есть мнение, что супруга моряка стала первой, от кого сибирские народы услышали звуки европейской музыки.

Путешествия, равного этому, мир еще не знал. Из Петербурга в Сибирь в начале 1733 года направились по меньшей мере полтысячи морских офицеров, ученых и матросов, среди которых были Степан Малыгин, Дмитрий и Харитон Лаптевы, Семен Челюскин. Им было поручено детально изучить все тысячекилометровое северное побережье Азии, описать местную природу и историю сибиряков, найти морские пути в Японию и Северную Америку для торговли, а в случае обнаружения новых земель — привести их жителей в подданство России.

Два пакетбота – «Святой Петр» под руководством Беринга и возглавляемый Чириковым «Святой Павел» – из-за задержки в строительстве вышли в море из Охотска только через семь лет. Семейство капитана долгое время жило в Якутске: оттуда контролировалось передвижение отрядов и работа железоделательного завода, туда доставлялись корабельные снасти, строительные материалы и письма из Петербурга. К слову, поведение начальства в лице Беринга некоторых не устраивало – на него доносили.

В письмах, адресованных Тайной канцелярии, например, говорилось, что он вместо того, чтобы заниматься экспедицией, катал свою Берингшу по городу на саночках, а еще якобы гнал вино и выменивал его на пушнину. Самой Анне приписывали кражу двух якуток, из-за чего позднее, по возвращении домой, ее ждал тщательный досмотр на Сибирской таможне. Тогда же ходили слухи, что «капитан-командорша» вывозила нажитое за годы экспедиции в более чем 10 сундуках — среди сибирских диковинок были ткани, китайский фарфор, серебряные предметы и пушнина.

Суда Беринга и Чирикова выдвинулись к берегам Америки осенью 1740 года. Чтобы не потерять друг друга из виду в густом тумане, моряки били в колокола и стреляли из пушек. Из-за сильной бури суда все же разошлись и больше не встретились, продолжив путь поодиночке. 16 июля 1741 года, на день позже «Святого Павла», потрепанный штормами «Святой Петр» достиг поставленной 10 лет назад цели и доплыл до американского побережья. Эти земли чуть позже назвали Русской Америкой.

Между землей и океаном

В родной порт вернулись далеко не все участники Великой Северной экспедиции. Подойдя к суше, Чириков высадил на шлюпках 15 человек – их судьба неизвестна до сих пор и остается одной из неразрешимых загадок Севера. Беринг членов команды к берегу не отправлял – пополнив запасы воды и бегло изучив местный быт, корабль взял обратный курс. Там его ждала полоса свирепствующих штормов. Один из них был помечен в вахтенном журнале как «великое волнение». Моряки двигались, не видя земли, солнца и звезд из-за плотной завесы туч: «Корабль плыл, как кусок мертвого дерева, почти без всякого управления и шел по воле волн и ветра, куда им только вздумалось его погнать».

Среди членов экспедиции в условиях сырости и жуткого холода разыгралась цинга. К осени от острого недостатка витамина С погибла треть экипажа. Беринг, также обессиленный болезнью, продолжал выходить на палубу и пытался подбодрить остальных. Поздней осенью судно выбросило на берег. Поднявшись на вершину горы на разведку, моряки осознали, что высадились не на Камчатке, как предполагали, а на необитаемом острове (позже ему дадут имя капитана-командора) и вокруг них — только безбрежный океан. 8 декабря 1741 года Беринг умер, лежа в вырытой для него землянке, прикрытой брезентом. Со стен на первооткрывателя постоянно сыпался песок, но он запрещал себя откапывать — говорил, что так ему теплее.

Оставшиеся в живых моряки под командованием штурмана Свена Вакселя выстроили из обломков пакетбота гукор и сумели вернуться на нем на Камчатку. В Петропавловске они узнали, что «Святой Павел» возвратился еще год назад, точно так же открыв американские земли. Столь масштабных географических экспедиций не было никогда ранее, ни полвека позднее. К слову, спустя годы на останках капитан-командора не нашли следов цинги, и есть мнение, что мореплаватель умер от другой болезни.

Заслуги Беринга признали не сразу. Считалось, например, что Первая Камчатская экспедиция серьезными географическими открытиями не прославилась. Моряки лишь подтвердили то, что было известно раньше. С другой стороны, плавание позволило открыть Карагинский залив с островом, залив Креста, бухту Провидения, Анадырский залив и остров Святого Лаврентия. Составленной Берингом и его помощниками картой впоследствии активно пользовались западноевропейские картографы. Вторая же экспедиция Беринга на Камчатку оставила после себя еще более богатое картографическое наследие – уникальные метеорологические данные и записи о Сибири и ее обитателях, –  а также завершилась открытиями нескольких островов Алеутской гряды: Шумагина, Атка, Кыска и Булдырь. Объем собранных сведений настолько велик, что до сих пор полностью не изучены.

Памятью о капитане-командоре служат Берингово море, Берингов пролив, ледник на Аляске, поселок в Чукотском автономном округе и Командорские острова. На возвышении одного из них, острова Беринга, лежат друг на друге два каменных блока с чугунной плитой. Так обозначено предполагаемое место смерти первооткрывателя. Сверху – трехметровый железный крест, навечно развернутый как, вероятно, и вся жизнь мореплавателя, в сторону бушующего океана.

– Важно, что заслуги прославленного мореплавателя помнят до сих пор: в 2012 году одно из судов компании «Совкомфлот» – ледокол-снабженец – получило его имя, – отмечают в Российском профсоюзе моряков. – И сегодня «Vitus Bering» работает в районах добычи нефти острова Сахалин, обеспечивает бесперебойное снабжение оборудованием, материалами и круглосуточную безопасность буровых платформ.

Источник: Лента.ру

↑ 

Наверх