16.01.2020

Город моряков вернул себе имя!

По данным дипломного отдела службы капитана порта Калининград, исходя из количества дипломированных специалистов, a также имеющих международное удостоверение личности моряков, в Калининграде примерно 13 тысяч работников плавсостава, моряков и рыбаков. 

– В середине двухтысячных годов у нас оставалось не более 6 тысяч моряков и сразу четвертое место в стране по количеству плавсостава, работающего под иностранным флагом. Конечно, в советские времена, когда здесь было несколько сотен крупнотоннажных судов, то и плавающих-путешествующих насчитывалось под 20 тысяч человек. Для сравнения – крупнейшее пароходство области, Западное речное, от которого и следов не осталось, имело по штату примерно 400 моряков, – говорит Вадим Мамонтов, председатель Калининградской региональной организации Российского профсоюза моряков, инспектор Международной федерации транспортников в порту Калининград. – А теперь посмотрите на верхнюю цифру, при том, что своих судовладельцев под флагом РФ у нас раз, два и три: с десяток судов от 20 до 40 человек в экипаже, да и то работающих на условиях срочного трудового договора.

Все наши моряки теперь контрактники: 95% из них работают под иностранным флагом на всех типах судов в нескольких десятках судоходных компаний. Они перевозят сжиженный газ и сырую нефть, гоняют крупнотоннажные контейнеровозы из Шанхая в Гамбург и обратно, работают на фидерных судах в окрестных морях, обслуживают в шхерах Норвегии коастеры, возят строительный камень в Великобританию и бананы из Кариб в Новую Зеландию и так далее, и тому подобное.

Подчеркиваю, это несколько десятков компаний, преимущественно, европейских. Примечательно, что один из массовых и лучших работодателей – судоходная компания из США «Eagle Ship Management LLC». В нескольких десятках компаний условия работы соответствуют требованиям коллективного договора Международной федерации транспортников – таковы преимущества региона РФ, граничащего с Западом. Ради интереса – почитайте о проблемах российских моряков на Дальнем Востоке и на юге РФ: там минорные песни и условия скорбные.

Вдобавок с недавнего времени моряков дополнительно защищает Конвенция о труде в морском судоходстве, обязательная для всех стран.

Но ведь у нас остались еще и рыбаки. И это не те, что с удочкой или авоськой прибрежного лова, нет: у нас рыбаки-промысловики океанического лова. Здесь экипажи по 60 человек, тоннаж вдвое превосходит любой сухогруз-коастер и районы промысла – от Намибии до Гренландии.

Другое дело, что под флагом РФ у нас остался скорбный пяток. Зато калининградские рыбаки примерно на треть комплектуют мурманские траулеры, наполовину крупнотоннажные траулеры под флагами Евросоюза (кстати, названия у них говорящие – «Маршал Крылов», «Маршал Новиков»).

И если в основном с моряками у нас все зашлифовано, то у рыбаков – традиционно 10-15% от трудоустроенных попадают в проблемы. Процент обусловлен тем, что это либо «зеленая» молодежь, нарабатывающая ценз, либо сельская, которую голод погнал в моря, а здесь кого попало не берут.

Все это – самое большое предприятие в области, специализирующееся по разному профилю. Образованием моряков и рыбаков обеспечивают три учебных заведения, медкомиссией – шесть сертифицированных учреждений, нормальной работой – 6-8 агентств по трудоустройству.

Вообще-то по списку их пара десятков, а за пределами в сумеречной зоне еще столько же, но не они решают вопросы, и не они определяют репутацию местного рынка труда.

Источник: КРО РПСМ


↑ 

Наверх