13.01.2020

Сделка есть сделка: МФТ примет все меры для соблюдения «IBF Dockers’ Clause»

Выполнение договоренности, достигнутой на Международном переговорном форуме (IBF) и получившей название «IBF Dockers’ Clause», оказалось под угрозой: ряд европейских судовладельцев выступили с критикой в адрес Международной федерации транспортников (МФТ) и отказываются выполнять новое Положение по докерам соглашения IBF. Смысл «IBF Dockers’ Clause» сводится к тому, что с 1 января 2020 года опасную работу по креплению и раскреплению грузов на судах, работающих по колдоговору IBF, должны выполнять только профессионалы, то есть бригады докеров, а не моряки. 

Это Положение появилось в Рамочном соглашении IBF еще в феврале 2018 года после трехлетних обсуждений в рамках Международного переговорного форума (IBF), на котором встречаются Международный морской совет работодателей (IMEC) и Международная федерация транспортников. Учитывая, что операции по обработке грузов являются чрезвычайно сложными, МФТ и работодатели подписали соглашение, в котором говорится, что крепление грузов может выполняться только квалифицированными докерами, если иное не согласовано с местными профсоюзами докеров. Таким образом, Положение о докерах – результат пятилетних усилий МФТ, направленных на безопасность моряков и сохранение рабочих мест докеров. 

Отметим, что поправка «IBF Dockers’ Clause» вступила в действие по всему миру тогда же в феврале 2018 года за исключением Европы и Канады, которые получили двухгодичную отсрочку по настойчивой просьбе работодателей. Столько времени требовалось судовладельцам, чтобы подготовиться к новым правилам. 

Профсоюзы моряков и докеров пошли на щедрую уступку, однако когда настало время перемен некоторые компании отказались выполнять условие соглашения IBF. «Вместо того, чтобы заключить контракты с докерами, они (компании) ждали, когда положение вступит в силу, и теперь утверждают, что его выполнение невозможно», – отмечено в заявлении Европейской федерации транспортников (ЕФТ). 

В настоящее время шесть европейских операторов каботажных и фидерных судов подвергают критике усилия МФТ, которые были направлены на пересмотр требований к погрузочно-разгрузочным работам на контейнеровозах, и отмечают, что «предположение профсоюзов о том, что обработка грузов докерами более безопасна, является необоснованным». Судовладельцы считают, что вступившие в силу изменения юридически неосуществимы и ограничивают конкуренцию в этой сфере деятельности, а также приведут к дополнительным расходам и задержкам при погрузке/разгрузке контейнеров. Кроме того, по их мнению, это может вынудить грузоотправителей перейти на перевозку грузов автомобильным транспортом. Партнер-основатель консалтинговой компании по морским перевозкам и логистике «Venturn» Патрик ван де Вен заявил, что должным образом обученные экипажи судов в нескольких портах ЕС постоянно проводят операции по креплению контейнеров, «соблюдая все требования безопасности».

Профсоюзы объясняют свою позицию тем, что моряки не являются специалистами в крепежных работах и не обладают необходимыми знаниями и опытом, что нередко оборачивается трагедиями. Так, известны печальные примеры, когда моряки выполняли работу докеров. В прошлом году на судне «Ilektra» (флаг Либерии) погиб филиппинец, который сорвался с высоты и упал в пустой трюм. В мае 2019 года, выполняя операции по закреплению контейнеров, выпал за борт и умер член экипажа контейнеровоза «Maersk Patras». Другой моряк – член экипажа «MV Francop» – в ноябре 2018 года при выполнении крепежных работ погиб от удара контейнера.

В связи с чем ЕФТ и МФТ осуждают поведение работодателей и считают его неприемлемым. 

– Положение по докерам – это гарантия безопасности и стабильности транспортников. Дополнительная отсрочка реализации соглашения может поставить под угрозу условия труда и является прямым нарушением договоренности, достигнутой профсоюзами и судовладельцами в ходе переговоров IBF, –  так прокомментировал действия работодателей председатель секции докеров ЕФТ Терье Сэмюльсен. – «IBF Dockers’ Clause», вступившее в силу 1 января 2020 года для Европы и Канады, важно как докерам, так и морякам. Для первых – это источник заработка, вторых – гарантия безопасности. Я удивлен, что судовладельцы, получившие два года на подготовку, не уважают общее решение. 

– Сделка есть сделка, и подпись дает ей юридическую силу, – сказал Ник Стэм, зампредседателя секции докеров МФТ. – Профсоюзы поддерживают принятое в 2018 году решение переговорного форума IBF и будут его защищать. 

В МФТ также добавили, что еще одна отсрочка по реализации соглашения в данной ситуации не допустима. Федерация примет необходимые правовые меры для соблюдения «IBF Dockers’ Clause».

Российский профсоюз моряков, как членская организация ЕФТ и МФТ, поддерживает вступившее в силу изменение в соглашении IBF – Положение по докерам. «Погрузкой и разгрузкой судов и, в частности, креплением и раскреплением контейнеров, должны заниматься квалифицированные рабочие – докеры, – уверены в РПСМ. – К тому же это вопрос солидарности и взаимной поддержки: докеры помогают морякам, бойкотируя разгрузку судна, чтобы добиться выплаты зарплаты для членов экипажей или заключения колдоговора для судна. Теперь моряки могут помочь и внести свою лепту в дело общего благополучия, элементарно не отнимая работу у докеров. Не стоит также забывать, что Положение по докерам – в первую очередь вопрос безопасности, а не денег». 

По материалам safety4sea.com, etf-europe.org


↑ 

Наверх