13.01.2020

Музею морского флота – 60 лет

Сегодня это – уникальный отраслевой музей Российской Федерации, сохранивший множество ценных и редких предметов, рассказывающих о морском флоте России и развитии кораблестроения. История его создания началась 4 марта 1958 года, когда заместитель министра морского флота СССР Ю. В. Савинов подписал приказ об образовании выставки морского флота в Москве. Экспозиция, разместившаяся в здании храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках (ул. Сретенка, д. 3/27), была открыта 12 января 1960 года.

Выставка отражала историю и перспективы развития отечественного морского транспорта: здесь были представлены модели транспортных и учебных судов, электрорадионавигационная аппаратура того времени, механическое оборудование, перегрузочные механизмы, статодинамические диорамы, макет обсерватории «Мирный» в Антарктиде, чучела императорских пингвинов, картины известных советских художников-маринистов,моряков-любителей и многое другое. Среди экспонатов можно было увидеть судовую радиостанцию, штурманскую и рулевую рубки легендарного ледореза «Ф. Литке», модели первого в мире атомного ледокола «Ленин», сверхскоростного морского судна на подводных крыльях. Выставка «Морской флот СССР» пользовалась большой популярностью у школьников, студентов, курсантов морских школ и училищ, специалистов и ветеранов флота. Ее экспонаты занимали ведущее место в павильоне «Судостроение» на ВДНХ. В 1989 году она была преобразована в музей «Морской флот СССР».

В 1994 году после решения о возвращении здания храма, в котором экспозиция размещалась более тридцати лет, Русской Православной Церкви, музей переехал в помещения Морской школы ДОСААФ на улице Адмирала Макарова. В период с 1994 по 2012 год была развернута экспозиция в 15 залах, общая площадь которых составляла 1350 м2. В состав музея также входили кают-компания, «Клуб капитанов», морская библиотека, реставрационная и столярная мастерские. Здесь проводилась большая экскурсионная и выставочная деятельность, для посетителей организовывались циклы лекций и  консультации, заседания круглого стола и научные чтения. В 2015 году музей был включен в перечень федеральных государственных музеев РФ.

В 2012 году он снова переехал, теперь в здание в золотом музейном квартале Москвы – на улицу Большая Ордынка, д. 19, стр. 1. Часть помещений была отремонтирована, и с 2017 года в двух залах музея работает постоянно действующая экспозиция. Кроме того, регулярно проводятся временные выставки, посвященные ярким страницам истории морского и речного транспорта. Разработаны проекты реставрации и реконструкции всего комплекса, которые ждут своего воплощения.

В музее представлены уникальные экспонаты – подлинные предметы с ледокола «Ермак» и ледореза «Федор Литке», модели судов – от парусного шлюпа до современного атомного ледокола, масштабное полотно «Строительство морского порта», вещи министров морского флота СССР Виктора Бакаева и Тимофея Гуженко, капитанов дальнего плавания А. И. Щетининой, А. И. Дедюрина, В. Ф. Скорупского и многое другое.

Всего в музейных фондах – более 30 тысяч предметов: ценнейшая коллекция моделей судов, морские живописные полотна, около двух тысяч фотографий, полторы тысячи фотоносителей, около сотни фотоальбомов, уникальные книги Академии наук, Арктического и Антарктического научно-исследовательских институтов, более трех десятков атласов, 747 экземпляров исторического журнала «Морской сборник», издававшегося с 1841 года, археологические находки и предметы декоративно-прикладного искусства. Большая коллекция разнообразных якорей – гордость Музея морского флота.

Фонд музея обновляется по сей день: так, например, в 2014 году дочь капитана Дальневосточного пароходства С. П. Мышевского передала ему уникальные документы, принадлежавшие ее отцу, который, по мнению современников, отвечал представлениям об идеальном капитане. В том же году музей принял в дар пятиметровый швертбот «Лена», на котором всемирно известный яхтсмен Евгений Гвоздёв в 1992–1996 годах под российским флагом совершил свое первое одиночное кругосветное плавание.

Как и прежде, музей пользуется большой популярностью среди посетителей разных возрастных категорий москвичей, гостей столицы из России и других стран.

Отметим, что немало исторических документов и фотографий в фонде Музея морского флота имеют отношение к ледоколу «Георгий Седов», с которым связан еще один юбилей: сегодня, 13 января, исполняется 80 лет со дня завершения героического 812-дневного дрейфа судна.

Эта история началась осенью 1937 года, когда ледокольный пароход «Георгий Седов» под руководством капитана К. С. Бадигина после выполнения океанографических работ в море Лаптевых был направлен вместе с ледокольными пароходами «Садко» и «Малыгин» в Архангельск. Путь судам преградил многолетний лед, и они оказались зажатыми западнее Новосибирских островов. 23 октября 1937 года начался знаменитый дрейф, во время которого были выполнены важнейшие работы по изучению Арктики. С наступлением весны часть людей с трех судов была вывезена на самолетах, а летом 1938 года ледокол «Ермак» пробился к дрейфующим пароходам и вывел изо льдов «Садко» и «Малыгин». Однако для «Георгия Седова» это не было концом истории:  у ледокола был поврежден руль, и он не мог следовать за «Ермаком». В связи с этим было принято решение превратить судно в плавающую полярную станцию. На ледоколе осталось 15 человек во главе с капитаном. Зажатый льдами «Георгий Седов» дрейфовал в приполюсном районе Северного Ледовитого океана 812 дней, пройдя 3307 миль в очень тяжелых условиях. В сентябре 1938 года «Георгий Седов» во время очередной подвижки льда получил пробоину, в результате чего принял большое количество воды и накренился в 30 градусов.

Все это время экипаж ледокола не терял времени даром: в ходе дрейфа был собран большой научный материал, проведены важные океанографические, метеорологические, геофизические и биологические наблюдения, собраны данные о морских течениях, ветрах и дрейфе льдов. Сопоставление научных данных работы станции «Северный полюс-1», научных наблюдений «Фрама» Ф. Нансена и седовцев позволило ученым приблизиться к пониманию закономерностей природных процессов в Центральном полярном бассейне. Эта экспедиция развенчала миф о Земле Санникова («Георгий Седов» дважды прошел над районом предполагаемой Земли), получила образцы грунта с глубин более 3 тысяч метров, также была установлена граница материковой отмели в море Лаптевых. 3 января 1940 года, во время нахождения судна в Гренландском море, к нему в условиях арктической зимы пробился ледокол «И. Сталин». К этому времени на судне почти не осталось топлива. 13 января 1940 года «Георгий Седов» был выведен «И. Сталиным» изо льда, а уже 29 января 1940 года ледокол пришел в Мурманск. За героизм и мужество все участники дрейфа были удостоены звания Героев Советского Союза, а само судно было награждено орденом Ленина.

– Популяризация морских профессий – важная задача, стоящая перед отраслью, – отметили в Российском профессиональном союзе моряков (РПСМ). –  Музей помогает добиваться того, чтобы молодое поколение и простые жители нашей страны больше знали о моряках, судоходстве, его развитии, пробуждает интерес широкой общественности. К тому же, историю нельзя забывать – ее знание позволяет избежать многих ошибок и ориентироваться на самых достойных представителей профессии.

По материалам Музея морского флота, Морской коллегии и ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова

↑ 

Наверх