10.01.2020

Стали известны предварительные причины взрыва на «Stolt Groenland»

Британское Бюро по расследованию происшествий на море (MAIB) опубликовало предварительный отчет о расследовании взрыва на борту принадлежащего компании «Stolt Tankers B.V.» танкера «Stolt Groenland». Напомним, что инцидент произошел 28 сентября во время стоянки судна в южно-корейском порту Ульсан. В этот момент на борту находились 25 членов экипажа, из которых десять – российские моряки, остальные – филиппинцы.

Так, по предварительным результатам причиной взрыва стало нагревание стиролового мономера до 100°C, в результате чего палуба над грузовой цистерной 9S треснула, пары стиролового мономера вышли наружу и воспламенились. Палуба проломилась из-за избыточного давления, а вероятными источниками воспламенения явились статическое электричество, искры или повышенная температура стальных листов палубного настила в результате разрыва цистерны.   

В момент происшествия судно не производило никаких грузовых операций, также не проводились технические работы на палубе. То, что температура стирольного мономера достигла 100°C – именно такие показатели зафиксировал судовой регистратор данных рейса (VDR) – указывает на то, что груз полимеризовался.

Отметим, что полимеризация – это химическая реакция, в ходе которой две или более молекул объединяются в более крупные молекулы. Это может привести к повышению температуры и давления. При этом оптимальная температура для 5250 тонн стирольного мономера в цистерне составляет от 15,5°C до 29,4°C.

В расследовании отмечается, что перед погрузкой цистерны промыли, осмотрели и проинспектировали, однако тогда никаких проблем не было обнаружено. Цистерны не продували азотом перед загрузкой, ни одна из них не находилась рядом с нагретыми грузами в соответствии с инструкциями по загрузке груза. Концентрация ингибитора под названием TBC, который должен был предотвратить полимеризацию, в стирольном мономере до загрузки составляла 11,3 ppm, но была увеличена путем добавления 3 американских галлонов жидкого TBC в каждую из цистерн до начала загрузки.

Вследствие взрыва дежурившего у трапа «Stolt Groenland» матроса взрывной волной сбросило в море, также серьезно пострадал матрос, находившийся на палубе соседнего судна «Bow Dalian». Вдобавок травмы различной степени тяжести получили несколько береговых работников, членов пожарной команды и полиции.

После инцидента Региональное управление Ульсана по делам торгового флота и рыболовства (Ulsan Regional Office of Oceans and Fisheries) запретило перевозку и разгрузку некоторых опасных грузов, в том числе стирольного мономера, на своих терминалах под мостом, где как раз стоял злополучный танкер.

UK MAIB также сообщило, что в ноябре поступила информация о схожем инциденте на борту однотипного судна «Stolt Focus»: температура груза стирольного мономера постоянно повышалась. «Попытки ее стабилизировать, включая введение дополнительного ингибитора, оказались безуспешными. После консультации с химиками на берегу экипаж распределил груз между четырьмя грузовыми цистернами и смешал его с морской водой, что помогло понизить его температуру», – говорится в сообщении.

С результатами предварительного расследования можно ознакомиться здесь.

Отметим, что все российские члены экипажа танкера «Stolt Groenland» – жители Приморского края и члены профсоюза моряков: на борту судна есть коллективный договор, заключенный между Дальневосточной региональной организацией РПСМ и «Stolt Tankers». Как ранее сообщал председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов, команде удалось спасти паспорта и морские документы, а сразу после взрыва судовладелец выделил морякам средства на приобретение одежды: все, что оставалось в жилых помещениях судна, пришло в негодность.

В профсоюзе продолжают следить за ситуацией: «Мы находимся в контакте с моряками, – рассказал Николай Суханов. – Сейчас никто из них не находится на амбулаторном лечении. Все члены экипажа получили компенсацию за утерю имущества. В настоящий момент четверо моряков находятся в гостинице города Ульсан и ожидают окончательных результатов расследования происшествия. Им продолжают выплачивать заработную плату, компания несет все расходы по содержанию в гостинице. Никаких жалоб в профсоюз от них не поступало».

По материалам Tradewinds и UK MAIB

↑ 

Наверх