РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
С 1 января 2020 года вступили в силу новые поправки к
Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС). В их
числе нормы, главной целью которых является предотвращение несчастных случаев
со спасательными шлюпками. Изменения касаются техобслуживания, тщательных
проверок, эксплуатационных испытаний, текущего и капитального ремонта
спасательных шлюпок, плотов, спусковых устройств и разобщающих механизмов.
Так, поправки к Правилам СОЛАС III/3 и III/20 делают
обязательными Требования, предъявляемые к техобслуживанию, тщательным
проверкам, эксплуатационным испытаниям, текущему и капитальному ремонту
спасательных шлюпок и плотов, спусковых устройств и разобщающих
механизмов. Эти положения предназначены
для предотвращения несчастных случаев со спасательными плавсредствами и
разрешения давних проблем, таких как
необходимость в едином, надежном и документально закрепленном стандарте,
касающемся обслуживания этих устройств, а также в унифицированных требованиях к
квалификации и сертификации осуществляющего эти услуги персонала и к
уполномоченным организациям.
Первоочередная цель поправок – повысить уверенность моряков
в том, что они могут полностью положиться на спасательные плавсредства,
соответствующие требованиям СОЛАС.
Также вступили в силу следующие важные поправки к СОЛАС и
различным кодексам, носящим обязательный характер в соответствии с конвенцией,
а именно: деление на отсеки и остойчивость судов в поврежденном состоянии.
Комплекс вступающих в силу поправок к Главе II-1 СОЛАС,
которая регулирует требования к делению на отсеки и остойчивости, в первую
очередь вносит изменения в правила разделения на отсеки для пассажирских судов,
а также в правила, касающиеся информации об остойчивости, которая должна быть в
распоряжении капитана судна. Эти поправки разработаны на основе детального
пересмотра раздела II-1 СОЛАС, при этом особое внимание уделялось новым
пассажирским судам. Также были учтены рекомендации, полученные в результате
расследования аварии «Costa Concordia» в 2012 году.
Вступают в силу требования, предусматривающие подготовку к
эвакуации. Они распространяются на все новые пассажирские суда, перевозящие
более 36 пассажиров, которые теперь должны строиться с учетом анализа
организации эвакуации на стадии проектирования.
Таким образом, согласно поправкам к Разделу II-2/13 СОЛАС,
требования, касающиеся анализа организации эвакуации, теперь распространяются
на все пассажирские теплоходы, а не только на пассажирские ро-ро суда. В ходе
анализа должны быть определены и исключены, насколько это возможно, риски
скоплений людей, следующих по путям эвакуации. Кроме того, анализ должен
продемонстрировать, что схема эвакуации является достаточно гибкой и учитывает,
что в результате аварии могут оказаться недоступны определенные пути эвакуации,
места сбора, посадки пассажиров или часть спасательных средств.
Расширяется список поставщиков морских систем спутниковой
связи. Поправки к главе IV Конвенции СОЛАС и некоторым кодексам предусматривают
установку «признанных подвижных
спутниковых служб» для передачи сигналов бедствия на море и осуществления связи
при бедствии. Ранее правилами предписывалась установка систем спутниковой связи
конкретно компании «Inmarsat».
Среди других изменений, вступивших в силу:
– поправки к главе 8 Международного кодекса по системам
пожарной безопасности (Кодекс СПБ), касающиеся предотвращения внутренней
коррозии и засорения спринклеров, и включение новой главы 17 в Кодекс СПБ,
устанавливающей обязательные требования к средствам пенного пожаротушения для
вертолетных устройств;
– поправки к правилу СОЛАС II-1/3-12 о защите от шума и
правилам II-2/1 и II-2/10 о тушении пожаров и новое правило XI-1/2-1 о
согласовании периодов освидетельствования грузовых судов, не подпадающих под
действие Кодекса ПРО (Международный кодекс по расширенной программе проверок во
время освидетельствований навалочных судов и нефтяных танкеров);
– поправки к Международному кодексу остойчивости судов в
неповрежденном состоянии 2008 года
(Кодекс ОНС), касающиеся судов, занимающихся обработкой якорей, подъемом и
буксировкой, включая буксировку в составе эскорта;
– поправки к Международному кодексу по системам пожарной
безопасности (Кодекс СПБ), уточняющие рассредоточение членов экипажа в
общественных помещениях для расчета ширины лестниц;
– поправки к Международному кодексу постройки и оборудования
судов, перевозящих сжиженные газы наливом (Кодекс МКГ), которые приводят
содержащиеся в Кодексе МКГ требования к классу огнестойкости окна рулевой рубки
в соответствие с требованиями, изложенными в главе II-2 СОЛАС;
– комплекс поправок к
Главе II-1 СОЛАС, которая регулирует требования к делению на отсеки и
остойчивости судов в поврежденном состоянии. Они были разработаны после
существенного пересмотра главы II-1, при этом особое внимание было уделено новым
пассажирским судам. В связи с этим Комитет по безопасности на море принял
пересмотренные пояснительные примечания к разделу II-1 правил СОЛАС и правилам
обеспечения остойчивости судов в поврежденном состоянии, а также пересмотренное
руководство по водонепроницаемым дверям на пассажирских судах, которые могут
открываться во время плавания;
– поправки к правилу II-2/3.56 СОЛАС, касающиеся определения
«судна для перевозки транспортных
средств», и принятие нового правила II-2/20.2
СОЛАС о требованиях пожарной безопасности для грузовых помещений, где
находятся транспортные средства с топливом, предназначенным для того, чтобы
привести в движение их собственный двигатель, в частности, транспортные
средства, которые не включают двигатель
в пределах грузовых помещений;
– поправки к правилу II-2/9.4.1.3 СОЛАС, уточняющие требования к огнестойкости окон на
пассажирских судах, перевозящих не более 36 пассажиров, и на судах специального
назначения, на борту которых находится более 60 (но не более 240) человек;
– поправки к правилам III/1.4, III/30 и III/37 СОЛАС об
учениях по борьбе за живучесть на пассажирских судах, требующие проведения
таких учений на всех пассажирских судах с 2020 года;
– поправки к правилам II-1/1 и II-1/ 8-1 СОЛАС, касающиеся обеспечения капитана судна поддержкой в виде бортового компьютера для расчета остойчивости в случае затопления, – для существующих пассажирских судов;
– поправки по обновлению Международного морского кодекса по
опасным грузам (Поправка 39-18) в соответствии с последними Рекомендациями
Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов, включая новые
положения, касающиеся цистерн типа 9 IMO, специальные положения в отношении
перевозки литиевых батарей и транспортных средств, работающих на легковоспламеняющейся
жидкости или газе;
– поправки к приложению 3 к Международному кодексу по
применению процедур испытания на огнестойкость 2010 года (Кодекс FTP 2010
года), касающиеся материалов для противопожарной защиты и требуемых методов
испытания на пассажирских и
высокоскоростных судах;
– поправки к формам Типовой информации/руководствам по
загрузке и остойчивости, которыми должно быть обеспечено судно в соответствии с
Международным кодексом постройки и оборудования судов, перевозящих опасные
химические грузы наливом (IBC Code), с Международным кодексом постройки и
оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом (IGC Code), с
Кодексом постройки и оборудования судов,
перевозящих опасные химические грузы наливом (BCH Code), с Кодексом для
существующих судов, перевозящих сжиженные газы наливом (EGC Code), а также с
Кодексом постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом (GC
Code).
По материалам IMO
Наверх