09.01.2020

«Имя Степана Осиповича Макарова золотыми буквами вписано в историю российского флота»

Вчера, 8 января, исполнился 171 год со дня рождения адмирала Степана Осиповича Макарова – гениального российского флотоводца, ученого и инженера. Изобретатель минного транспорта, разработчик теории непотопляемости, пионер использования ледоколов, создатель русской семафорной азбуки, герой морских сражений – он навсегда останется одной из самых значимых фигур в истории российского морского флота.

Степан Осипович родился в 1849 году в Николаеве в семье морского офицера. Сын пошел по стопам отца: в 1865 году он окончил Мореходное училище в Николаевске-на-Амуре, где готовили кадры для Корпуса флотских штурманов.

После этого 16-летнего унтер-офицера назначили на корвет «Варяг», которым командовал капитан 2-го ранга Роберт Александрович Лунд – выдающийся человек, мореплаватель и участник кругосветного путешествия. О юном Макарове он отзывался как об очень перспективном моряке, демонстрировавшем прекрасные успехи в морском искусстве. Два года Макаров прослужил на корветах: сперва на «Варяге», затем – на «Аскольде». В 1867 г. его произвели в гардемарины Морского кадетского корпуса, а через два года присвоили первое офицерское звание мичмана российского флота. Уже в то время Степан Осипович стремился совмещать службу с научно-исследовательской работой.

Затем была служба на броненосной лодке «Русалка», представляющей собой новый для России того времени тип кораблей береговой обороны. Однажды во время следования по узким шхерам она столкнулась с подводным камнем, при этом едва не погибнув. Эпизод послужил поводом к написанию Макаровым «Исследований по непотопляемости судов». В них молодой мичман предложил разделение корабля непроницаемыми перегородками, что позволило бы сохранить его плавучесть даже в случае затопления отдельных отсеков судна. Кроме того, с помощью стационарной системы откачки воды экипаж получал возможность максимально быстро удалять воду, которая проникала на корабль через поврежденный корпус.

Дальнейшая служба Макарова была связана с многочисленными войнами, которые вела Российская империя. Он принимал активное участие в русско-турецкой войне, где имел возможность воплощать в жизнь свой интерес к техническим усовершенствованиям: получив под командование гражданский пароход «Великий князь Константин», он успешно переоборудовал его в базу для минных катеров. В 1880-1881 годах с целью покорения воинственного туркменского племени текинцев Россия предприняла Ахал-текинскую экспедицию, в которой Степан Осипович также принимал участие. Флотские заслуги и технические изобретения позволили Макарову быстро продвигаться по службе.

 Участие Степана Осиповича в кругосветном плавании – еще одна замечательная страница в его жизни. В 1886 году 37-летний Макаров, капитан 1-го ранга, получил под командование корвет «Витязь», на котором он прошел через Атлантический океан, обогнул Южную Америку, зашел в Иокогаму, а спустя почти год плавания прибыл во Владивосток. Это положило начало его океанографической деятельности: во многом благодаря Макарову плавание «Витязя» превратилось в одну из выдающихся русских и мировых океанографических экспедиций.

Заслуги Макарова оценили по достоинству: уже в 1890 году его произвели в контр-адмиралы и назначили младшим флагманом Балтийского флота. Спустя год службы его перевели на должность главного инспектора морской артиллерии: моряку предстояло отвечать за боеспособность и повышение эффективности всей морской артиллерии российского флота. Именно тогда он разработал «макаровские колпачки» – наконечники для бронебойных снарядов, которые флот принял на вооружение уже после гибели адмирала. Прослужив около двух лет главным инспектором морской артиллерии, контр-адмирал Макаров в 1894 году принял командование эскадрой в Средиземном море, а в следующем году был во главе эскадры переведен на Тихий океан. Уже тогда Степан Осипович понимал, что необходимо укреплять российские военно-морские силы в этом регионе, и считал, что война с Японией неминуема и к ней нужно готовиться. Однако собственноручно проконтролировать ситуацию с развитием флота на Тихом океане ему не удалось: в 1896 году его перевели на Балтийское море, где он был назначен командующим Практической эскадрой Балтийского флота, а в 1899 году он получил назначение на должность главного командира Кронштадтского порта и губернатора Кронштадта. С этой административной работой Степан Осипович также прекрасно справлялся, не забывая о научных исследованиях. В том же году ему было присвоено звание вице-адмирала флота.

Отметим, что в 1895 году адмирал Макаров разработал русскую семафорную азбуку. Она составлена в соответствии с русским алфавитом и включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Каждой букве или условному знаку в семафорной азбуке соответствует определенное положение рук с флажками. Лишь в 2011 году семафорная азбука была исключена из учебных программ подготовки младших специалистов связи ВМФ России.

Именно адмирал Макаров стал одним из наиболее горячих сторонников развития Северного морского пути. Он понимал, что обход через северные моря является наиболее быстрым и безопасным с военно-политической точки зрения морским путем с Балтийского моря на Тихий океан. Макаров приступил к активной разработке теории ледокольных судов и принимал самое активное участие в руководстве строительством ледокола «Ермак», а в 1901 году совершил на нем экспедицию на острова Земли Франца-Иосифа.

В должности главного командира Кронштадтского порта вице-адмирал Макаров прослужил более четырех лет – до февраля 1904 года. В начале февраля он составил аналитическую записку, в которой подчеркивал, что через несколько дней Япония начнет войну против Российской империи. Вице-адмирал не ошибся: уже 27 января (9 февраля) 1904 года началась Русско-японская война. Как ценнейшего специалиста вице-адмирала Макарова назначили командующим Тихоокеанской эскадрой. 24 февраля (8 марта) 1904 года он прибыл в Порт-Артур – на одну из главных баз русского флота на Тихом океане.

Его имя было настолько хорошо известно среди моряков, что прибытие прославленного адмирала само по себе давало им надежду на то, что флот окрепнет и приступит к активным действиям. В первые дни после своего приезда Макаров посетил все корабли и сразу же приступил к организации регулярной боевой подготовки членов экипажей. Однако адмирал погиб вскоре после начала войны: 31 марта (13 апреля) 1904 броненосец «Петропавловск», управляемый Сергеем Осиповичем, подорвался на японской мине.

– Имя Степана Осиповича Макарова золотыми буквами вписано в историю российского флота и не будет забыто: его носят улицы в России и Украине, суда, несколько  учебных заведений, среди которых один из лучших морских вузов страны – Государственный университет морского и речного флота в Санкт-Петербурге, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – Он является важным примером и ориентиром для современных моряков, с его любовью к профессии, морским наукам и глубоким интересом к техническому прогрессу.

По материалам портала «Военное обозрение»

↑ 

Наверх