19.12.2019

Моряки считают автоматизацию угрозой

В Гамбурге (Германия) прошел семинар по автоматизации и цифровизации водного транспорта. На нем присутствовали представители различных профсоюзов. В их числе – глава секции внутренних водных путей Международной федерации транспортников (МФТ), председатель Российского профсоюза моряков (РПСМ) Юрий Сухоруков. 

Эта встреча стала частью проекта Европейской федерации транспортников (ЕФТ) «Automation & Digitalisation Toolkit», нацеленного на разработку инструментов для расширения возможностей работников в условиях автоматизации и цифровизации (A&D).

Семинар открылся оглашением первых результатов исследования по автоматизации, которое проводит Всемирный морской университет (WMU). Так, Тьяго Фонсета рассказал о факторах, которые задерживают или ускоряют принятие различных технологий, среди которых – динамика рынка труда, экономическая выгода, признание. Отдельно были представлены итоги исследования об эффекте, который автоматизация окажет на моряков: в то время как технический прогресс повлияет на уровень занятости в секторе, важно понимать, что требования к морякам тоже изменятся. Для того, чтобы нынешние работники смогли продолжать работать, им потребуется переквалификация.

Интересными оказались данные опроса, который провел морской профсоюз «Nautilus International» среди своих членов. Так, 84% моряков считают автоматизацию угрозой для их рабочих мест, а 85% опрошенных уверены, что беспилотники представляют серьезную опасность для окружающей среды. 

Участники семинара сошлись во мнении, что пока морякам беспокоиться не о чем, так как по-прежнему отсутствуют законодательная база и регулирование в области безэкипажного судоходства, инвестиции, а также до сих пор не разработаны программы обучения и   политика безопасности. При этом из положительных сторон автоматизации они отметили снижение административного бремени, в некоторых случаях – повышение безопасности и «озеленение» транспортного сектора.

Второй день семинара посвятили дискуссии о модели коллективного договора – документа, который профсоюзы могут заключать с работодателями применительно к автоматизированным секторам для защиты занятых в них работников. Так, передовой  опыт в этом вопросе уже имеет немецкий профсоюз Ver.di, подписавший соглашение с портом Гамбург. 

Кроме того, Лионел Фальтон, работающий над проектом ЕФТ «Automation & Digitalisation Toolkit» в качестве эксперта в области исследований на тему рынка труда, представил новую версию инструментария для работников транспорта, сфокусированного на проблемах A&D и способах их решения. Участники отметили его пользу для докеров, моряков и работников внутренних водных путей, предложили внести в него небольшие изменения и обновить документ в ближайшие месяцы. 

По материалам etf-europe.org

↑ 

Наверх