09.12.2019

Морякам нужны программы реабилитации

Чем дольше человек находится в Арктике, тем больше страдает его эндотелий – клетки, выстилающие внутреннюю поверхность кровеносных и лимфатических сосудов, – и выше вероятность появления сердечно-сосудистых заболеваний. В зоне риска – моряки, которые работают на Северном морском пути, а также вахтовики, особенно из южных регионов. Об этом говорят результаты исследования системы гемостаза, которое в Арктике проводит профессор Северного государственного медицинского университета Надежда Воробьева. 

Что такое эндотелий? 

Еще работая анестезиологом-реаниматологом она задалась вопросом – почему при так называемых сосудистых катастрофах – инфарктах и инсультах – одни люди погибают, другие получают серьезные осложнения, а третьи выздоравливают почти без последствий. Для того, чтобы найти ответы, Надежда Воробьева стала изучать систему гемостаза, благодаря которой регулируются тромбообразование и кровотечение.

– Эндотелий – это ее компонент, которому вообще не придают никакого значения, даже лабораторно его состояние не определяется, а ведь когда запускается гемостаз, он стартует с активации эндотелия, – поясняет она. – С этим внутренним слоем сосудов связан и атеросклероз, про который все слышали, – процесс, когда в стенке сосудов откладывается холестерин. Если эндотелий нестабилен, то в сосудах возникают бляшки, что может закончиться тромбозами, инфарктами и инсультами.

Моряки – в зоне риска

Предмет изучения Воробьевой – как на эндотелий и систему гемостаза влияют экстремальные условия высоких широт Арктики. Ее команда работает по двум направлениям: исследует тех, кто отправляется в высокие широты на короткое или продолжительное время, и тех, для кого Заполярье – родной дом. Ученым удалось выяснить – на эндотелий неблагоприятно влияет весь комплекс арктических факторов: низкие температуры, низкое содержание кислорода в воздухе, а на борту судна – еще и качка. 

В рамках исследования Воробьева несколько лет обследует моряков, которые работают в высоких широтах на ледоколе «Михаил Сомов», и участников полярных экспедиций. Сначала осмотр проводится на берегу: эхокардиография, изучение состояния стенок сосудов головы и шеи, несколько анализов крови. Важно тщательно собрать анамнез: чем человек болеет, какие заболевания были у родителей, бабушек и дедушек, живы ли они. Обследование никогда не проводится накануне выхода в море, когда человек уже нервничает перед рейсом, а за неделю или две до того – в спокойном состоянии. Затем в ходе рейса врачи смотрят, какие показатели меняются. 

– Когда мы проанализировали результаты первых экспедиций, начиная с 2016 года, то увидели, что чем севернее мы двигались, тем у людей быстрее менялось общее состояние: появлялись жалобы, высокое давление. Когда люди долго или постоянно находятся в Арктике, у них накапливаются факторы, которые потом реализуются в артериальную гипертензию и не только, – говорит профессор. – В «высокой» точке экспедиции обычно у всех появляется дисфункция эндотелия – когда он перестает  выполнять свою защитную функцию, развиваются сердечно-сосудистых заболеваний. 

По возвращении из арктических широт начинается восстановительный процесс, но чем дольше человек находится в Арктике, тем больше страдают клетки и выше вероятность появления сердечно-сосудистых заболеваний. 

На судах нужны тренажеры

Еще одна проблема – гиподинамия или ослабление мышечной деятельности организма в результате малоподвижного образа жизни. Так, объем талии у многих моряков оставляет желать лучшего. 

– У мужчины талия должна быть хотя бы 92 см, а у многих она уже за сто! – говорит Воробьева. — И дело вовсе не в красоте: сердечно-сосудистая система умная, если ее не тренировать, сосуды перестают работать, как итог – гипертоническая болезнь. Человек должен проходить пресловутые 10 тысяч шагов в день – вот для чего морякам на судах нужны тренажеры. Так они смогут держать в тонусе не только мышцы, но и сосуды.

В комплексном же подходе нужны и витамины. Обычно в начале рейса в наличии есть свежие фрукты, овощи и зелень, запас которых в море не пополнить, поэтому со временем у членов экипажей начинается дефицит витаминов, например, фолиевой кислоты.

– Малоподвижный образ жизни, неизменно сопровождающий работу на судне, может грозить морякам ожирением. Так, по данным Министерства здравоохранения РФ от избыточного веса в нашей стране страдают 55% мужчин и 60% женщин, – отмечают в Российском профсоюзе моряков. –  Главные причины нарушения здоровья моряков лежат на поверхности – это нерациональное питание, гиподинамия, нервно-психическое перенапряжение, частая смена часовых поясов и климатических условий. Помочь сохранить здоровье могут правильное питание, физические нагрузки и программы реабилитации после рейса в тяжелых условиях. 

– Мы много говорим про развитие Арктики – это модная тема, но забываем, что во главе этого процесса стоит человек, и ставим его на последнее место, как средство добычи, – отмечает Надежда Воробьева.  

По материалам Ирины Скалиной для ТАСС 

↑ 

Наверх