09.12.2019

ИМО активизировала борьбу с пластиковыми отходами

«GloLitter Partnerships» – такое название носит новый международный проект по предотвращению и сокращению пластикового мусора, выбрасываемого с грузовых, пассажирских и рыболовных судов. Его инициаторами выступили Международная морская организация (ИМО) и Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO), а первоначальное финансирование обеспечит правительство Норвегии.

Как отметили в ИМО, засорение океана пластиковым мусором – это одна из основных экологических проблем, с которой сталкивается мировое сообщество. В свою очередь, цель «GloLitter Partnerships» – помочь судоходной и рыболовной отраслям сократить использование и выброс пластиковых отходов. В рамках проекта развивающимся странам помогут найти возможности предотвращения и сокращения объема мусора, выбрасываемого с судов, и в целом сократить использование изделий из пластика, в том числе с помощью технологий для повторного использования и утилизации пластмассы.

Также в рамках проекта уделят внимание наличию и достаточному количеству портовых приемных сооружений и повышению информированности о проблеме засорения морей пластиковыми отходами, в первую очередь – среди экипажей судов и рыбаков. В числе предлагаемых мер – рекомендация маркировать рыболовные снасти для определения их владельца в случае, если они будут выброшены в море. Отмечается, что эти и другие шаги по сокращению объема пластикового мусора уже включены в план действий ИМО по борьбе с засорением океана с судов, принятом в прошлом году.

Создатели «GloLitter Partnerships» планируют разработать инструкции, учебные материалы и инструменты, которые обеспечат соблюдение действующих правил. В том числе это касается приложения V к Международной конвенции ИМО по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL): еще с 1988 года оно запрещает сброс за борт пластиковых изделий, включая рыболовные снасти.

Кроме того, проект будет способствовать соблюдению соответствующих документов FAO, среди которых в том числе добровольные руководящие принципы по маркировке орудий лова, и уделять внимание обращению с отходами в портах. Он также нацелен на осуществление и обеспечение соблюдения режима утилизации отходов в море, установленного Лондонской Конвенцией/Лондонским протоколом IMO, требующего проведения оценки отходов (например, от дноуглубительных работ) до выдачи разрешений на их размещение.

«GloLitter Partnerships» предусматривает участие крупных судоходных и рыбохозяйственных  компаний через международный отраслевой альянс.

Для руководства проектом планируется выбрать десять стран из пяти регионов мира (Азия, Африка, Карибский бассейн, Латинская Америка и Тихоокеанский регион). На уровне государств «GloLitter» будет расширять возможности правительств и портовых администраций и инициировать правовые, политические и институциональные реформы. Проект стремится расширять межрегиональное сотрудничество.

В ИМО отметили, что «GloLitter Partnerships» напрямую поможет в реализации одной из 14-ти целей устойчивого развития ООН, которая предполагает предотвращение и значительное сокращение к 2025 году всех видов загрязнений морской среды, в частности, в результате осуществляемой на суше деятельности, включая загрязнение морским мусором и биогенными веществами.

Отметим, что тема сокращения пластиковых отходов с судов в последнее время привлекает к себе все больше внимания. Некоторые государства уже перешли к активным действиям: так, Индия ранее заявляла о решимости запретить применение предметов из пластика на судах, заходящих в территориальные воды страны (на время пребывания они должны были находиться под замком). Как сообщает новостной ресурс «Splash247», реальное внедрение ограничений в стране откладывается на неопределенный срок до дальнейшего уведомления, однако по стопам Индии недавно пошел Кувейт.

Как сообщает клуб взаимного страхования «Gard», 28 ноября Министерство связи страны объявило о том, что государство будет вести политику, направленную на запрещение использования некоторых одноразовых пластиковых предметов на борту как своих, так и иностранных судов, которые будут находиться в портах Кувейта или его территориальных водах. На часть вещей – таких как столовые приборы, тарелки, стаканчики, бутыли для напитков и контейнеры для чистящих жидкостей, объемом меньше 10 литров, пакеты для покупок – запрет распространяется немедленно.

Другие нельзя будет использовать начиная с 1 января 2020 года. Среди них – мешки, подносы, контейнеры, пищевая пленка, бутылки для молока, пакеты для заморозки, бутылки от шампуня, контейнеры для мороженного, бутыли для воды и других напитков, контейнеры для чистящих жидкостей, подносы для печенья, стаканчики для горячих напитков, изотермические пищевые контейнеры, защитные упаковки для хрупких вещей, посуда для микроволновки, ведерки для мороженного, упаковки из-под чипсов и бутылочные крышки.

Новые правила аналогичны тем, которые были предложены в Индии: они полностью запрещают наличие этих предметов на судах под флагом Кувейта. На теплоходах под иностранными флагами могут быть вещи из пластика, однако во время пребывания в территориальных водах страны они должны быть заперты в хранилище.

– Сокращение производства и выброса пластиковых отходов крайне важно для будущего нашей планеты, – считают в Российском профессиональном союзе моряков (РПСМ). – Конечно, каждый может сказать, что морская отрасль – это не главный источник загрязнения мирового океана. Однако она в силах внести свою лепту в общую картину и сделать все возможное, чтобы доля отходов с ее стороны не росла. Ответственность на себя должен взять и каждый моряк: может показаться, что одна выброшенная за борт пластиковая бутылка – это мелочь, которая никак не отразится на состоянии мирового океана, но именно из таких деталей и складываются серьезные экологические проблемы.

По материалам IMO, splash247 и портала «Российское судоходство»

На фотографии:  генеральный секретарь ИМО Китак Лим и посол Норвегии в Великобритании и Северной Ирландии Веггер Кристиан Стрёммен, учавствовавший в подписании соглашения о создании проекта

↑ 

Наверх