28.11.2019

«Competent guys!»

Машинное отделение на судне – это несколько этажей сложнейших инженерных сооружений. По мнению Игоря Лукинова, второго механика «СКФ Нева» (ПАО «Новошип»), чтобы в нем работать, мало быть грамотным, еще нужно отличаться трудолюбием и выносливостью.

Игорь Лукинов окончил Государственную морскую академию им. адм. Ф. Ф. Ушакова. Плавательную практику он проходил в 2005 году. Для многих курсантов это – своеобразная разведка боем, после которой понимаешь: тянет в море или нет. После семи месяцев в качестве engine cadet на судне «Краснодар» Игорь решил, что точно хочет работать на флоте. Немаловажную роль в этом сыграл второй механик танкера Николай Меньшов. Для молодых курсантов он стал образцом судового инженера.

– У него во всем такой порядок – просто загляденье, – вспоминает Лукинов. – Папка к папке, ЗИП по полочкам, в любой момент он мог точно сказать, где и чем занят тот или иной моторист.

Но самое главное, за полгода общения со вторым механиком в молодом курсанте укоренилась одна очень правильная мысль: все что сделано руками человека, можно починить.

– Мы, кадеты, не сидели без дела, – рассказывает Игорь Лукинов. – То участвовали в замене рамового подшипника главного двигателя, то в починке вала на сепараторе тяжелого топлива, то меняли сальники топливных насосов и, конечно, моточистка вспомогательного двигателя – куда без нее?

Все старания молодого engine cadet окупились сторицей. В характеристике, которую ему дали на судне по завершении практики, написали – «рекомендуется для работы в должности четвертого механика на судах «Novoship». Естественно, такая оценка дорогого стоила.

Сразу после получения диплома ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова в 2007 году Игорь Лукинов пришел на работу в компанию. Уже через три месяца он работал четвертым механиком на танкере «Московский университет», где и прошел свое первое испытание на прочность.

– Трудно не было. Трудно, когда не интересно, – считает Игорь. – Если интересно – дела спорятся.

Сюрпризом для молодого инженера стал тот факт, что сойти на берег, когда ты в должности, порой просто нет возможности: работа, работа и еще раз работа. На плавпрактике все было иначе. Тогда удалось и Роттердамом полюбоваться, и по Антверпену пройтись, и в Саутгемптоне на знаменитых английских двухэтажных автобусах покататься.

– Это не лишает нас возможности увидеть мир, – поясняет он. – Просто всему свое время. Это я тоже в первом рейсе понял. Помню, выхожу как-то на палубу свежим воздухом подышать где-то в районе Датских проливов, а надо мной как раз проплывает громадина висячего моста –  Большой Бельт. Сразу проникаешься благоговением перед человеком, который создает такие сложные инженерные конструкции.

За свою флотскую жизнь Игорь Лукинов поработал на многих судах компании. Но особенным для него стал т/х «Москва», где его встретил старый знакомый и учитель – второй механик Николай Меньшов. Здесь сложилась самая дружная на его памяти машинная команда, он вырос до второго механика и проработал до самой продажи судна в 2018 году.

В должности каждый неизбежно становится наставником и курирует молодых специалистов. Здесь недостаточно выработать командный голос, еще нужно быть чутким педагогом. В этом вопросе образцом для Лукинова стал один из двух стармехов т/х «СКФ Нева» Сергей Чебанов.

– У него была интересная педагогическая метода: вроде, все расскажет, даже «разжует», но какую-то незначительную, на первый взгляд, информацию недоскажет, – вспоминает Игорь. – Так он учил нас думать, самостоятельно получать знания, вникать в физический смысл процесса. Теперь я и сам пользуюсь такой тактикой.

Правда, с так называемыми «пассажирами», случайными на флоте людьми, которым совершенно не интересна морская профессия, она не работает. Для них даже хорошая зарплата не стимул. Такие всегда будут создавать помехи всей «машине».

– На танкере «Москва» мы понимали друг друга с полуслова, были единой семьей, – вспоминает Лукинов. – Вот и сейчас, когда судно уже продали, мы не теряем друг друга из виду, а наш чат «Москва» в WhatsApp до сих пор живее всех живых.

Исследования ученых подтверждают преимущества работы в постоянном экипаже. Жалко и недальновидно было бы их терять. Сплоченная команда машинного отделения с проданного танкера «Москва» практически полностью перебралась на т/х «СКФ Нева». Танкер корейской постройки в ряде конструктивных деталей уступал «Москве», сошедшей со стапелей в Японии, да и 12 лет морского стажа явно требовали внимания толкового четвертого механика. Зато у «корейца» нашлись свои интересные инженерные решения.

– Для меня, например, было в новинку работать на судне с движителем, у которого был винт регулируемого шага, – рассказывает Игорь. –  Угол лопастей у него может меняться. Естественно, это добавляет сложностей в эксплуатации, но ведь всегда интересно разбираться с новым. Так что пришлось хорошенько вникнуть, чтобы поддерживать работоспособность системы. Именно этим и привлекает флот – он постоянно держит тебя в тонусе.

Еще море приучает к тому, что мелочей не бывает. В последнем рейсе на «СКФ Нева» Игорь Лукинов в очередной раз в этом убедился. Случилось это, когда забарахлили две моечные машинки для очистки танков. Казалось бы – ерунда, не двигатель же, но если танки немытые, то и грузовые операции под вопросом.

– Моечные машинки – сложнейший пазл из шестеренок, кулачков, валов, пружин. Детали очень мелкие – сантиметровые втулки, кулачки и подшипники, к тому же все это очень плотно собрано. Такой механизм чувствителен к малейшим дефектам, которые обнаружить непросто, –  рассказывает второй механик. – Тут еще цейтнот: проблему обязательно надо было устранить за время перехода из Бильбао в Усть-Лугу. Выручили аналитические способности и прекрасная память нашего старшего механика Степана Доманина: к грузовым операциям мы были готовы, когда еще только вошли в Северное море.

«СКФ Нева» ходит между Средиземкой и Балтикой, иногда заглядывает «домой» – в акваторию Черного моря. Случается ей ходить и через океан: направляли в Штаты, а значит, предстояла проверка американской береговой охраной. Это неизбежная процедура для всех судов, давно не бывавших в Новом свете. Подготовку к ней капитан Сергей Криклий начал еще до пересечения Атлантики. Всю технику протестировали несколько раз, все тревоги отрепетировал. И вот судно стоит на рейде, в бинокль видны остров Манхеттен и статуя Свободы, а на борт поднимается инспектор береговой охраны с цепким взглядом и в комбинезоне с нашивками USCG.

– Мы были на 100% уверены, что на нашем судне комар носа не подточит, однако следующие 1,5 часа прошли как на иголках, – вспоминает Игорь Лукинов. – Выдохнули, когда услышали: «ни одного замечания». Нас с электромехаником Андреем Деевым инспектор даже выделил. Убедившись, что система инертных газов работает как часы, он расщедрился на фирменную американскую улыбку: «Competent guys!» – лучшая оценка нашей работы на тот момент.

ЮТО РПСМ


↑ 

Наверх