14.11.2019

Моряки чувствуют себя счастливее

Уровень счастья членов экипажей во всех секторах судоходной отрасли значительно вырос. Об этом свидетельствуют данные последнего отчета «Индекс счастья моряков» за третий квартал этого года. Так, согласно опросу, в среднем показатели удовлетворенности выросли с 6,27 до 6,59 пунктов из 10, что можно считать весьма обнадеживающим признаком для отрасли.

Одно из самых заметных улучшений наметилось в оценке взаимоотношений с коллегами по экипажу – с 6,85 в прошлом квартале до 7,28 в этом. Как отмечают создатели опроса, это один из высочайших показателей за пять лет с момента начала проведения исследования, что свидетельствует о растущей сплоченности среди моряков. При этом все больше тружеников флота хотят быть услышанными и верят в то, что их мнение будет принято во внимание: так, число респондентов в этом квартале тоже было рекордным.

Напомним, что результаты за второй квартал показали, что удовлетворенность членов экипажей круизных и паромных судов в среднем на 15% ниже, чем в других секторах. Новые данные, напротив, вселяют оптимизм: индекс счастья на судах этого типа поднялся на целый балл и составил 6,3 (из 10 возможных). Возможно, это действительно свидетельствует об улучшении условий труда на круизных судах и паромах, однако отчасти рост показателей может быть следствием снижения нагрузки на моряков в связи с окончанием пика туристического сезона.

Основоположник Индекса счастья моряков Стивен Джонс отметил: «После публикации последнего доклада несколько круизных операторов обратились в «Mission to Seafarers», чтобы подробнее ознакомиться с результатами опроса. Это позитивный знак, свидетельствующий, что в отрасли серьезно относятся к нашей работе. Мы надеемся, что собранная и представленная информация действительно способствовала улучшению условий труда и быта моряков, что и повысило уровень их удовлетворенности по ряду важных вопросов. Однако успокаиваться на достигнутом рано, по каждому показателю еще есть над чем работать».

Луиза Холл, директор по предотвращению потерь в страховом клубе «Shipowners Club», так  прокомментировала данные опроса: «Положительные результаты «Индекса счастья моряков» за этот квартал демонстрируют эффективность инициативы и связанных с ней проектов по улучшению качества жизни членов экипажей. Индекс дает более точное, чем что-либо до него, представление об условиях на судах торгового флота по всему миру. Рекордное количество респондентов стало весомым аргументом, убедившим членов нашего клуба в том, что забота о здоровье и благополучии моряков должна быть одной из первостепенных задач».

Однако несмотря на оптимистичные результаты, некоторые высказанные моряками жалобы обозначили круг проблем, существующий в судоходной отрасли. Так, ограничения Международной морской организации (ИМО) по допустимому содержанию серы в судовом топливе для многих являются источником стресса: моряки боятся, что их обвинят в несоблюдении новых нормативов и не чувствуют себя достаточно подготовленными к этим  ограничениям, вступающим в силу уже с 1 января нового года. Члены экипажей в первую очередь опасаются, что у них не всегда будут достоверные данные, что вкупе с ужесточением режима инспекций может привести к уголовному преследованию со стороны властей.

Отметим, что в связи с грядущими ограничениями чаще всего внимание уделялось тому, насколько новые требования ударят по кошельку судовладельцев. Полученные в ходе опроса данные проливают свет на мысли и чувства моряков. Создатели опроса отмечают, что власти и судовладельцы должны учесть страхи членов экипажей и позаботиться о том, чтобы подготовить их к этим изменениям, чтобы они были уверены в своей способности выполнить обязанности, возникающие после вступления в силу новых требований.

Другой проблемной точкой стал вопрос заработной платы. Очевидно, что этот показатель сильно влияет на уровень удовлетворенности, ведь от него зависит чувство стабильности. Несмотря на то, что молодые моряки оказались самыми довольными – в среднем они оценили свой уровень счастья на 7,9 из 10, в чем не последнюю роль сыграл энтузиазм по поводу знакомства с новыми странами, – многие из них отметили, что низкая заработная плата заставила их дважды подумать о продолжении морской карьеры. Для отрасли это очень тревожный звонок, который в перспективе грозит оттоком квалифицированных кадров.

Отрадно, что уровень счастья моряков старше 45 лет в третьем квартале заметно вырос, достигнув отметки в 7 пунктов. Среди них немало членов экипажей отметили, что гордятся своей профессией, но выразили недовольство и беспокойство по поводу сокращения бюджетов. Так, в своей стране ни один из них не чувствовал себя «богатым». А значит, несмотря на увлекательную морскую жизнь, в долгосрочной перспективе многие морские профессионалы могут задуматься о смене места работы.

– Несмотря на обозначенные проблемы, в целом результаты опроса за третий квартал этого года говорят о позитивных изменениях, – отмечают представители «Индекса счастья моряков». – Есть основания надеяться, что положительная динамика в отрасли в 2020 году будет только прогрессировать, а улучшения – набирать обороты.

С полным текстом доклада можно ознакомиться здесь.

– «Индекс счастья моряков» позволяет труженикам флота высказаться о своих проблемах, без чего невозможны позитивные изменения на борту, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков (РПСМ). – Работодатели начинают к этому прислушиваться, понимая, что в конечном итоге именно от хорошего морального состояния моряков зависит качество их работы. К тому же, многие проблемы, с которыми встречаются члены экипажей, судовладельцам зачастую могут быть совсем неочевидны, и это хороший способ показать им другую точку зрения, что в конечном итоге может привести к улучшениям.

По материалам missiontoseafarers.org

Перевод: ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх