13.11.2019

Две проблемы, одно судно, ни одного «спасибо»

Недавно в офис Калининградской региональной организации Российского профсоюза моряков (КРО РПСМ) обратился матрос с жалобой на невыплату заработной платы. Моряк рассказал, что с трудоустройством ему неофициально помог один калининградский круинг, в котором он договорился, что идет в рейс ровно на месяц. Однако когда матрос по истечению этого срока стал списываться, работодатель возмутился, что он якобы досрочно и без особых причин прерывает контракт, и удержал его заработок в полном объеме как своеобразную неустойку за досрочное расторжение по желанию моряка. Как рассказал правовой инспектор КРО РПСМ Петр Дзендзелюк, этот, на первый взгляд, достаточно серый и бытовой случай при дальнейшем рассмотрении стал одним из интереснейших в опыте профсоюза.

Отметим, что теплоход, о котором идет речь, меняет флаг, как перчатки, и с недавнего времени ходит по водам Балтики. Судно имеет российского судовладельца из Прикаспийского региона, который в ходе переговоров категорически отрицал свою причастность к проблеме и самому судну.

– В один из моментов переписки на одно из наших гневных писем вдруг ответила совершенно сторонняя организация из Москвы, позиционирующая себя прямым представителем секретного судовладельца и действующая на секретных основаниях, – рассказывает Петр Дзендзелюк. – Пока мы общались с ними о размере безосновательно удержанной зарплаты матроса, в профсоюз пришел еще один моряк с того же судна, после чего этот трудовой досудебный спор официально переквалифицировался в коллективный, что, в соответствии с законом о профсоюзах, дает право на защиту интересов даже тех, кто не является членами профсоюзной организации.

Отметим, что калининградские моряки не знали друг друга и работали в разное время. Второй из обратившихся работал на теплоходе старшим механиком и не получил зарплату за полтора месяца. Так работодатель «наказал» его за то, что по каким-то причинам в танк с топливом попала вода. В тонкостях судовладелец особо разбираться не стал, а просто обвинил во всем стармеха и решил его оштрафовать.

– По ходу дела в материалах набралось достаточно доказательств для суда, – рассказал Петр Дзендзелюк. – Мы отправили  представителям судовладельца заключительное требование рассчитаться с моряками и предупреждение, что в противном случае они обратятся в суд.

Этот шаг возымел действие: судовладелец не стал проверять профсоюз на прочность и перечислил старпому всю задолженность, а матросу – сумму за вычетом билетов.

– Нас такой результат вполне устроил, ведь с матросом ситуация была действительно спорная: в рейс он уходил без контракта, а на судне получил договор на четыре месяца. То есть юридически получается, что по своему желанию уволился, а деньги за билеты удержали как неустойку, размер которой подтвердили документально, – отметил Петр Дзендзелюк.

Несмотря на, казалось бы, хороший конец, приложенные усилия и серьезную работу, от моряков профсоюзу особой благодарности дождаться не удалось. Стармех позвонил и сказал, что компания с ним рассчиталась, поэтому он просит ничего не предпринимать и извиняется за беспокойство, а когда в КРО РПСМ ему объяснили, что судовладелец перевел деньги благодаря проделанной ими работе, он сделал вид, что ничего не понял. Матрос же пожаловался, что ему пришла не та сумма, которую он хотел. На объяснения представителей профсоюза о том, что ходить в рейс нужно с контрактом, часть денег сняли за билеты, и если он не согласен, то может самостоятельно обратиться в суд, моряк порассуждал немного о стоимости билетов и положил трубку.

– Выводов из этой ситуации можно сделать немало, но самые важные в том, что, во-первых, наш профсоюз – сила, ведь мы дали судовладельцу понять, что у него больше не получится безнаказанно нарушать права моряков. А во-вторых, очевидное: не стоит ходить в рейс без контракта – зарплату можешь не увидеть.

По материалам КРО РПСМ

↑ 

Наверх