06.11.2019

У этой профессии есть огромный плюс

Девушке-матросу трудно не только найти работу из-за списка запрещенных профессий, но и устроиться на практику. Елена Гудзь, третий помощник капитана, рассказывает о том, как пришла в профессию и с чем ей приходится сталкиваться. Она родилась и выросла в морском городе, все детство прошло на берегу местного лимана. Девушка никогда не думала, что будет работать на воде. Но сейчас она трудится в маленькой российской компании на судах типа река-море.

– У нас, конечно же, больше мужчин, рассказывает Елена. – Мои коллеги, с которыми я познакомилась и общаюсь в интернете, рассказывают о зарубежном опыте. По их словам, там девушке проще устроиться на судно: и капитаном, и старшим помощником. Но существует неутешительная статистика ИМО (International Maritime Organization): только 1-2% от общего количества моряков в мире – женщины. Это подтверждает и моя практика: за пять лет на флоте я работала только с одной девушкой-штурманом. Не считаю поваров, потому что женщина в роли кухарки – обычное явление.

Матросом я в общей сложности проработала 13 месяцев. Это физическая работа, было тяжело. Нужно было тягать швартовые, замывать трюма и палубу. Один раз я отстояла многочасовую вахту, а потом отмывала трюма. Тогда мы перевозили серу, а она едкая и вонючая. В итоге пришлось вычищать вручную: я была на ногах 12 часов, валилась от усталости и ломило все тело. Привыкла переносить нагрузки, но это был мой день рождения, исполнилось тогда 20 лет. Даже не знаю, из-за чего расстроилась больше: от досады или от того, что мне разъедало кожу и глаза.

Но у этой профессии есть огромный плюс – свободное для путешествий время.

Об ограничениях и запрете на работу
Сначала меня, первокурсницу, не взяли практиковаться на парусник «Крузенштерн», потому что из-за одной студентки не захотели отапливать шестиместный кубрик. Потом рейс 2014 года в Сочи на Олимпийские игры тоже прошел без меня, потому что «был слишком ответствен для девушки». При этом училась я лучше всех, единственная из группы окончила с красным дипломом. Вспоминаю со слезами на глазах, как мои одногруппники-парни успели побывать и в Гданьске, и в Бремерхафене, и в Калиниграде, а я мыла палубу на стоящем у причала ледоколе. Когда на третьем курсе я столкнулась с такой же проблемой, родители написали письмо во все вышестоящие инстанции: президенту, премьеру, в министерства образования, транспорта, рыболовства. Не прошло и недели, как все руководство техникума меня загнобило: «Почему ты прыгаешь выше головы? Зачем написала президенту? Почему ты не обратилась к нам? Мы бы тебе помогли!»

Об обязанностях
Сейчас я работаю третьим помощником капитана. В мои обязанности помимо управления судном входит работа с картами (прокладка маршрута и корректура). Также метеорологические и навигационные предупреждения, составление документов на приход и отход судна в порт, работа с документами экипажа. Я шла к этому долго. За три года обучения в мореходке предоставляется год плавательной практики, потом – диплом. В теории все прекрасно, но не на деле: на практику меня никуда не брали, не мужчина же. Пришлось стажироваться на ледоколе, стоявшем в порту и на учебно-парусном судне, там я работала матросом-уборщицей. Девушек не берут якобы из-за физической неподготовленности. Отчасти это так: швартовые я таскала не так резво, как мои коллеги, и мусора из трюмов доставала меньше, чем они. Но в целом работала не хуже. Я знала, на что иду, поэтому не принимаю запретов на какие бы то ни было профессии.

О зарплате и карьерном росте
Все зависит от компании и типа судна. На большом флоте (на танкере или химовозе) у коллег в моей должности зарплата может доходить до 3000$. Я работаю на сухогрузе в маленькой речной компании и зарабатываю скромно. Если сложить мой годовой доход и поделить на пять месяцев стандартного контракта, то получится 1000$. В сумму входит и премия, и отпускные, и отгульные. В профессии есть карьерный рост. Для штурманов – это должность капитана, для механиков – старшего механика. Где-то можно годами сидеть в должности, даже имея рекомендацию от капитана, а у кого-то получается набрать необходимый стаж и пройти экзамен, чтобы подняться на следующую ступень.

По материалам mail.ru

 Фото: By Alexxx1979 - Own work, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=80206957

↑ 

Наверх