01.11.2019

В единых правилах комплектования экипажей – залог безопасности

В Генуе (Италия) состоялся семинар «Создание устойчивой системы комплектования экипажей на судах внутреннего водного плавания» (TASCS), организованный Европейской федерацией транспортников (ЕФТ).

В его работе приняли участие председатель Российского профсоюза моряков (РПСМ) Юрий Сухоруков, глава международного отдела РПСМ Игорь Щекотин и председатель Южной территориальной организации (ЮТО) РПСМ Николай Попов.

Главный документ не пересматривался почти 30 лет

Проведение мероприятия было приурочено к публикации результатов одноименного исследования – TASCS, которое завершилось в начале 2019 года. Оно касалось оценки рабочей нагрузки и создания простого в применении инструмента для расчета необходимого количества членов экипажа для конкретного рейса. 

Основная идея состояла в том, чтобы создать единые правила или общую систему для регулирования вопроса комплектования судов внутреннего плавания в Европе, чтобы создать и гарантировать равные условия труда на ВВП. Согласованная система комплектования экипажей также необходима для того, чтобы способствовать повышению мобильности рабочей силы и решать возникающие демографические проблемы.

Действительно, в настоящее время в европейских странах и речных бассейнах существуют разные образовательные стандарты и методы комплектования экипажей, а главному документу, определяющему порядок комплектования судов ВВП – Правилам подбора экипажей для судоходства по реке Рейн (RNP) – почти 30 лет. 

Между тем последние три десятилетия ознаменовались значительными изменениями, повлиявшими на сектор. Вот почему еще в 2014 году социальные партнеры согласились с необходимостью разработать новые требования к комплектованию экипажей судов на внутренних водных путях Европы. Так началось исследование «К созданию устойчивой системы комплектования экипажей – TASCS».

В TASCS учтено все и даже больше 

В ходе работы члены руководящей группы TASCS рассмотрели все параметры, влияющие на условия труда и выполнение обязанностей на борту судна, в том числе их взаимосвязь и корреляцию. К ним относятся экипажи и их задачи; суда и их техническое оснащение; водная инфраструктура, условия навигации и движения; отношения с клиентами; организация компании и режимы работы; портовые инфраструктуры и процедуры. 

Кроме того, в процессе исследования внимание уделялось европейским правилам о рабочем времени, безопасности, стандартизированным уровням компетенции, техническому, логистическому и человеческому факторам. Также учитывались научно-обоснованные знания о безопасности, рабочей нагрузке, эффективности постановки задачи, усталости и последующего восстановительного процесса, такие как MARTHA, SAFTE, FAST и FRI, которые используются на транспорте. 

Экипаж укомплектуют по формуле 

Работа в рамках TASCS началась в 2017 году и завершилась в декабре 2018 года. За это время на реальных примерах удалось качественно и максимально точно изучить ситуацию в секторе ВВП.

Так, в качестве Инструмента для комплектовании экипажей предлагается использовать несколько формул и алгоритмов, которые рассчитают эффективное время занятости для каждой рабочей задачи.

– В то время как существующие системы основаны на характеристиках судна и режиме работы, этот инструмент определяет необходимый минимальный состав экипажа для выполнения конкретных задач и условий определенного рейса, – объясняет председатель Российского профсоюза моряков Юрий Сухоруков. – Это разумно, поскольку задачи определяют занятость во времени, а также умственную и физическую нагрузку и, следовательно, необходимость восстановления работника. Соответственно, такой подход можно считать кардинальным изменением системы.

ЕФТ за безопасность мореплавания

Как становится понятно, предлагаемая единая система комплектования основана на подходе по определению необходимого количества человек для каждого судна и отдельного рейса и, действительно, представляется грамотным инструментом. Тем не менее предложенный вариант еще должен пройти процедуру одобрения, согласования и внедрения.

Европейская федерация транспортников полностью поддерживает идею создания единого поля комплектования экипажей на суда ВВП. Только так, по мнению федерации, можно обеспечить безопасность мореплавания и людей. 

Кроме того, реализация новых требований к комплектованию команды судна, экономическая, техническая и правовая возможность которой была подтверждена в ходе семинара TASCS в Генуе, должна идти рука об руку с введением четкого рабочего времени и его фиксацией, например, с помощью тахографа. 

Добавим, что по задумке, согласованный инструмент комплектования экипажей для судов ВВП должен предвосхитить изменения, связанные с внедрением автоматизированных процессов, которые так или иначе будут реализованы в секторе в ближайшие годы.

↑ 

Наверх