17.10.2019

Обратная сторона автоматизации

Исследование, опубликованное в журнале «International Maritime Health», предупреждает: автоматизация задач на борту может привести к снижению внимательности и бдительности моряков, а, значит, риску инцидентов. Вместе с тем растет опасность для здоровья – специалисты отметили повышенный уровень курения, употребления алкоголя, расстройств пищевого поведения и аддиктивное поведение среди членов экипажей.

Состояние, которое можно назвать «самоуспокоенностью от автоматизации» (automation complacency), нередко замечалось у пилотов самолетов, которые начинают излишне полагаться на автоматизированные системы, теряют бдительность и способность к неослабному вниманию. В некоторых случаях они больше доверяют технологиям, чем личным навыкам ручного пилотирования. По мнению специалистов, это состояние тесно связано со скукой. Ее чаще всего испытывают работники, ведущие однообразный образ жизни и сталкивающиеся с фрустрацией.

Исследователи считают, что схожая комбинация факторов наблюдается и у моряков: они выполняют монотонный труд, рутинную работу на палубе, используют механизмы, несут вахту, обслуживают и ремонтируют суда. Все это – в условиях работы в море, которая нечасто радует яркими позитивными впечатлениями. Это, в свою очередь, также может влиять на степень внимательности членов экипажей к выполняемому труду, а следовательно, и на безопасность судна.

Кроме того, в рамках работы приводится статистический анализ, сравнивающий данные французских моряков (40 моряков комсостава и 40 рядовых), работающих на океанографических исследовательских судах, и береговых работников (63 человека). Выяснилось, что процент курильщиков среди членов экипажа командных должностей (40 ± 15,2%) и остальных членов экипажа (48,7 ± 15,7%) значительно превышает уровень среди офисных работников (17,5 ± 9,3%). В употреблении лекарств значительной разницы между береговыми работниками (27,4%) и моряками (21,5%) нет. Однако стоит отметить, что если только 12,5% старшего командного состава принимают медикаменты, среди рядовых уровень значительно выше  – 30,8%. Среди комсостава  антифобические средства принимают 2,5% и еще 2,5% – антидепрессанты, среди рядовых – 10,3% и 5% соответственно, среди офисных работников – 6% и 8%.

Результаты исследования также показали, что различия в выполняемых задачах делает рядовых более склонными к скуке, чем представителей старшего командного состава экипажа. Только одна четверть из них ответила, что большая часть их работы однообразна и монотонна, в то время как среди судовой команды так считает почти половина опрошенных. Менее 6% комсостава ощущают, что на работе время всегда идет медленно, в сравнении с 32% рядовых. Кроме того, 60% рядовых чувствуют, что они трудятся на должностях ниже своей квалификации, в то время как только четверть офицеров высказалась в том же духе.

– Для многих моряков это перейдет в ощущение скуки в связи с недостатком внешней стимуляции и, в особенности, монотонной и рутинной природы работы, потерей чувства значимости труда и сложностями в восприятии времени, – отмечают в исследовании.

С исследованием можно ознакомиться здесь.

Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) отмечает, что чувство скуки и монотонности в сочетании с ощущением одиночества в отрыве от семьи, неудовлетворенностью от жизни в замкнутом пространстве, слабыми и неблизкими взаимоотношениями на борту складываются в тяжелые рабочие условия для членов экипажей.

– Необходимо искать решение этих проблем, менять условия труда на судах таким образом, чтобы члены экипажей чувствовали себя комфортно, – отмечают в РПСМ. – Ведь, как правильно подметили в исследовании, в конечном итоге это влияет на безопасность моряков и теплохода и может грозить серьезными последствиями.

По материалам safety4sea

↑ 

Наверх