11.10.2019

9 из 10 моряков боятся криминализации

Около 90% моряков боятся криминализации на работе. Об этом говорят результаты нового исследования профсоюза «Nautilus International», основанного на опросе 612 моряков. Около двух третей членов экипажей также признались, что эта проблема оказывает значительное влияние на их отношение к профессии.

Четверть тружеников флота признались, что они считают проблему действительно глобальной и нигде в мире не чувствуют себя в безопасности. Отметим, что в 2010 году результаты схожего опроса оказались совсем другими: тогда моряки в большинстве случаев были озабочены ситуацией в Северной Америке, Европе и Африке.

Причин для криминализации может быть много, однако больше всего члены экипажей боятся обвинения в загрязнении вод. Многие считают, что общественная и политическая реакция на разлив топлива может привести к предвзятому и несправедливому отношению к тем, кого считают виновниками происшествия. Большое число моряков боится подвергнуться уголовной ответственности за обстоятельства, которые были им неподконтрольны.

В качестве яркого примера многие респонденты привели случай с танкером «Prestige». Так, в 2002 году авария на судне привела к масштабной экологической катастрофе в Испании. В ноябре судно попало в шторм у побережья страны. Правый борт надломился, образовав  15-ти метровое отверстие, через которое начала вытекать нефть. В тот момент на борту находилось 77 000 тонн мазута. Капитан Апостолос Мангурас обратился за помощью к испанским береговым властям, но они отказали судну зайти в ближайшие к месту аварии порты. Во французских водах теплоход также не приняли. Была предпринята попытка отбуксировать судно в ближайшие порты Португалии, однако страна запретила вход аварийного танкера в свои воды. Судно было отбуксировано в море. Спустя 6 дней блужданий, танкер раскололся пополам, выплеснув 50 000 тонн мазута и загрязнив побережья всех трех стран. Несмотря на то, что капитан сделал все возможное для того, чтобы предотвратить катастрофу и многократно сообщал об аварийном состоянии судна, практически он стал единственным человеком, понесшим наказание за произошедшее. Как отмечают в «Nautilus International», во многом к этому привело возмущение общественности и средств массовой информации и желание возложить на кого-то ответственность. Спустя 14 лет после случившегося капитан был приговорен к двум годам тюремного заключения за «неосторожность, приведшую к катастрофическому экологическому ущербу.

В свою очередь Марк Дикинсон, генеральный секретарь «Nautilus International», отметил, что многие члены экипажей оказываются в ситуациях, которые невозможны для представителей других профессий. «Мы не можем позволить игнорировать голоса моряков, заявляющих о последствиях страха перед криминализацией. Даже небольшие проблемы с законом могут быть очень пугающими, особенно, если они случаются вдали от дома, без чьей-либо поддержки», – добавил он.

Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) отмечает, что загрязнение вод – не единственный повод для беспокойства членов экипажей. В последнее время было большое количество случаев обвинений моряков в связи с помощью терпящим бедствие мигрантам. Несмотря на то, что международное морское законодательство предполагает, что члены экипажей обязаны помогать людям, попавшим в беду в море, в глазах властей они нередко оказываются преступниками. Многих моряков арестовывают, некоторые – получают суровые уголовные наказания. Например, весной 2018 года суд Греции «за нелегальную перевозку беженцев из Сирии» приговорил украинского моряка к 70 годам тюрьмы.

РПСМ считает, что члены экипажей имеют право работать без страха быть несправедливо обвиненными, рассчитывать на честный и справедливый суд. Моряки не должны подвергаться наказанию по политическим соображениям или из-за общественного недовольства. 

По материалам Nautilus International, портала «Википедия» и safety4sea


↑ 

Наверх