04.10.2019

«Мы не теряем надежды быть услышанными и решить проблемы». ЧАСТЬ V

Российским морякам – рабочие места

– Мы предлагаем не только прекратить раздачу таких преференций российским судовладельцам, но и вообще запретить применение труда иностранных моряков на российских судах, занятых обслуживанием работ по разведке, добыче и морской перевозке продуктов углеводородного сырья на континентальном шельфе РФ, поскольку это стратегически важная для страны зона, – продолжает Юрий Сухоруков. 

Так, РПСМ с удовлетворением воспринял последнюю редакцию ст. 4 КТМ РФ, предусматривающей морскую перевозку по СМП добываемых на континентальном шельфе РФ продуктов углеводородного сырья судами под Государственным флагом РФ.

– Нас не очень смутило предусмотренное этой нормой КТМ РФ допущение возможности такой перевозки иностранным флотом с разрешения  Правительства РФ при наличии законодательной оговорки, если это не противоречит общепризнанным  принципам и нормам международного права, международным договорам, имея в виду, конечно же, КТМС, – объясняет Валерий Нефедов. – Однако нас неприятно удивило и разочаровало недавнее решение Правительства РФ, принятое в угоду ПАО «Новатэк». Оно дает разрешение на такие перевозки 28-ми иностранным морским судам. Таким образом власти не посчитались ни с КТМС в части Стандарта А2.8, обязывающего РФ проводить национальную политику по расширению возможностей для занятости своих моряков, ни с интересами самих моряков, испытывающих острый дефицит рабочих мест на российском торговом флоте. 

Лоцманам – единую государственную службу

Равным образом не может не вызывать сожаления непоследовательность Правительства РФ в лице Минтранса России в вопросе законодательного продвижения создания Единой государственной лоцманской службы, за что активно и целеустремленно выступает РПСМ как членская организация Федерации профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ) совместно с Межрегиональным профсоюзом лоцманов (МПСЛ). 

Деятельность около 900 работников – столько лоцманов осуществляют лоцманскую проводку судов в российских портах – до сих пор не налажена: одни работают в государственных лоцманских организациях, другие – в частных.

– Фактически сейчас деятельность негосударственных и государственных лоцманских организаций регулируется двумя разными законами – ГК РФ и КТМ РФ соответственно. Государственные организации осуществляют проводку судов в правовом поле КТМ РФ, некоммерческая цель их деятельности – обеспечение безопасности мореплавания – записана в их уставе, – объясняет Владимир Егоркин, член рабочей группы при Минтрансе России по вопросам совершенствования лоцманской деятельности. – Все частные лоцманские компании являются коммерческими и работают в правовом поле ГК РФ с целью извлечения прибыли. Кроме того, частные лоцманские компании получают дополнительную прибыль за счет того, что в нормативных актах не закреплена обязанность лоцманских организаций иметь специфическое техническое оснащение – лоцманские катера, индивидуальные средства связи и навигации, индивидуальные средства защиты и безопасности и т. д., что позволяет экономить на расходах. 

Правовой перекос привел к серьезным проблемам в лоцманской службе. Среди проблем специалисты выделяют конкуренцию лоцманских организаций в морских портах, отсутствие единых стандартов и нормативных требований к лоцманским службам и работе лоцманов, неправильно рассчитанный лоцманский сбор и его распределение и другие. 

– Подготовленный Минтрансом России еще в 2012 году для устранения этой проблемы  законопроект о внесении изменений и дополнений в КТМ РФ в части, предусматривающий создание единой государственной лоцманской службы, после получения несостоятельных отрицательных заключений от Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы РФ о том, что он якобы препятствует конкуренции, был отозван транспортным ведомством из Аппарата Правительства Российской Федерации без дальнейшей борьбы за его продвижение в качестве законодательной инициативы Правительства  России, – рассказывает Валерий Нефедов. 

Несмотря на это, и РПСМ, и МПСЛ, и ФПРМТ рассчитывают, что данная проблема рано иди поздно решится, и в России будет создана Единая государственная лоцманская служба. На это позволяет надеяться развернувшаяся в последнее время в среде морской общественности активная дискуссия в пользу именно такой организации лоцманского дела в стране. 

– В случае принятия соответствующего законопроекта по этому вопросу будет создан механизм гарантированного предоставления услуг по лоцманской проводке судов во всех акваториях Российской Федерации, что обеспечит прозрачность расходования лоцманского сбора, упростит вопросы профессиональной подготовки и контроль за квалификацией морских лоцманов, значительно повысит статус социальной защищенности лоцманов. Все это позволит поддерживать более высокий уровень безопасности мореплавания и снизить аварийность на морском транспорте, – уверены в ФПРМТ.

Действующий КТМ РФ требует усовершенствования

– Работа над усовершенствованием действующего КТМ РФ является предметом постоянного внимания РПСМ, чтобы максимально защитить национальный морской рынок труда и, в частности, социально-экономические интересы российских членов экипажей, – говорит председатель Российского профсоюза моряков Юрий Сухоруков. – РПСМ стремится к тому, чтобы в законодательном акте, регулирующем отношения торгового мореплавания, максимально учитывались наши замечания и предложения. Мы не теряем надежды быть услышанными по всем вопросам и решить проблемы.

↑ 

Наверх