РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Порой моряки не придают особого значения условиям найма и безоговорочно доверяются работодателю – клюют на обещания, не закрепленные в письменной форме, соглашаются с непонятными формулировками или попросту не утруждают себя прочтением документов. Все это может привести к печальным последствиям: не редки случаи, когда недобросовестные судовладельцы на словах обещают одну зарплату, а по факту она оказывается гораздо меньше. Объясняет это работодатель таким образом: мол, чтобы сократить затраты на налоги, он прописывает в контракте/договоре минимальную сумму, а на деле моряк будет получать огромные деньги. Иногда эти слова подкрепляются распиской от менеджера компании. Чтобы избежать «бунта на корабле», в первый месяц члену экипажа даже могут заплатить обещанную или приближенную к ней сумму, а вот потом у судовладельца начинаются проблемы с выплатами. Чаще всего моряков просят перетерпеть эти «временные трудности» и продолжать усердно работать. В таком режиме могут пройти два, три, а то и четыре месяца. Когда терпение все же лопается, и моряк обращается в профсоюз и прочие инстанции, выясняется, что расписка от работодателя толком ничего не значит, а в документах у него черным по белому прописана хоть и мизерная, но официальная зарплата. Ее-то судовладелец в итоге и выплатит.
– Российский профсоюз моряков получает десятки обращений от членов экипажей, в которых они просят помочь добиться выплаты задолженности по зарплате или компенсации. При этом на руках у моряков нет никаких документов, подтверждающих задолженности, – отмечают в РПСМ. – В трудовом договоре или индивидуальном контракте что-то не записано, не оговорено, а если невнимательно прочитать его условия, закрыть глаза на явные недочеты или подписать пустые бланки, это дает недобросовестному судовладельцу возможность нарушать трудовые и социальные права. И защитить в таком случае моряка не сможет ни суд, ни профсоюз.
Не менее важный вопрос – условия репатриации, страхования и выплаты компенсаций часто остаются за рамками договора. Безусловно, со вступлением в силу поправок к Конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС), обеспечивающих финансовые гарантии со стороны судовладельца, у моряков появилось гораздо больше шансов даже в самой отчаянной ситуации добиться выполнения этих обязательств. Но не стоит целиком и полностью полагаться на поправки: они не устанавливают точную сумму страховки. В течение года профсоюзные инспекторы проверяли страховые сертификаты на борту иностранных и российских судов, и практика показала, что далеко не во всех документах прописаны размеры выплат. Вдобавок ко всему, в большинстве случаев не был установлен размер компенсаций и в индивидуальных контрактах, а значит, вполне возможно, что деньги морякам в случае инцидента заплатят минимальные.
Чтобы избежать этих и многих других неприятных ситуаций, нужно следовать одному простому правилу – внимательно изучать, что вы подписываете.
НА ЧТО НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ?
Наилучшей гарантией удачного трудоустройства является коллективный договор. Но если моряк все же решил пойти в компанию, не сотрудничающую с профсоюзными организациями, ему стоит с особой внимательностью отнестись к условиям найма. Так, в договоре/контракте обязательно должны быть указаны:
В обязательном порядке прописывается размер заработной платы и способ ее расчета. При этом надбавки и поощрительные выплаты могут быть указаны как в тексте самого документа, так и с помощью ссылки на соответствующие нормативные акты. Для большей безопасности копия документа должна оставаться не только у вас на руках, но и дома.
Особое внимание стоит обратить на сведения о работодателе: полное наименование компании; место нахождения, почтовый и юридический адрес; сведения о представителе работодателя, подписавшего трудовой договор. Следует убедиться, что вас нанимает та компания, с которой вы вели переговоры, иначе в случае конфликта судовладелец сможет уйти от ответственности.
Помните, что индивидуальный контракт/трудовой договор не всегда содержит конкретные указания на дополнительные льготы. Поэтому нужно постараться получить подтверждение (желательно в виде письменного соглашения или вытекающих из контракта обязательств) размера компенсации, выплачиваемой в случае: болезни или травмы в течение срока действия контракта, смерти (сумма, выплачиваемая ближайшему родственнику), гибели судна, утраты личного имущества вследствие гибели судна или досрочного прекращения действия контракта.
НИКОГДА НЕ ПОДПИСЫВАЙТЕ:
Всегда нужно помнить: если есть малейшие сомнения, лучше обратиться в профсоюз, также всегда следует иметь при себе адреса и телефоны профсоюза и инспекторов МФТ. В случае возникновения трудностей, они смогут оперативно оказать помощь. Кроме того, нужно понимать, что условия найма на суда под российским или удобным флагом будут отличаться друг от друга: более подробную информацию о нюансах трудоустройства вы можете найти на сайте РПСМ в «Памятке моряку, работающему на судах под российским флагом» и «Памятке моряку, работающему на судах под удобным флагом».
Наверх