03.10.2019

«Мы не теряем надежды быть услышанными и решить проблемы» . ЧАСТЬ IV

Не все получается

Вместе с тем следует отметить и тот факт, что не все удается сделать для совершенствования норм КТМ РФ, регламентирующих трудовые права членов экипажей российских морских судов или опосредованно их затрагивающих.

В частности, несмотря на то, что по настоянию РПСМ в ст. 53 КТМ РФ получила закрепление норма о том, что Свидетельство о минимальном составе экипажа судна выдается капитаном порта в соответствии с Положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с представляющими интересы моряков общероссийскими профессиональными союзами, этот важный подзаконный акт до настоящего времени не принят Минтрансом России.

– На практике это создает проблемы для членов экипажей в области режима труда и отдыха, – объясняет Валерий Нефедов. – Многочисленные расследования морских катастроф доказали, что усталость крайне отрицательно сказывается на способности экипажа принимать правильные решения, а отсутствие законодательного регулирования подтверждает, что причины многих морских катастроф рождаются на берегу. 

Юрисдикцию РФ на суда под ее флагом

Также РПСМ пока не удалось добиться полноценного отражения в КТМ РФ одного из краеугольных положений КТМС (п. 2 ст. V КТМС) об осуществлении государством-членом, которым в данном случае выступает РФ, собственной юрисдикции и контроля над судами, плавающими под ее флагом. 

– Ни понятия «юрисдикция», ни отсылочной нормы к специализированным законам (УК РФ или КоАП РФ) о юридической ответственности за ее нарушение КТМ РФ не содержит, – констатирует председатель РПСМ Ю. Сухоруков. – Для недобросовестных российских судовладельцев это создает возможность злоупотреблять правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации в ущерб ее интересам и правам моряков. 

Между тем подготовленный РПСМ на площадке МВК законопроект ФЗ «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся особенности обеспечения безопасности мореплавания российских судов», мог бы разрешить проблему уклонения части российских судовладельцев от юрисдикции РФ посредством незаконной передачи своих судов в эксплуатацию иностранным партнерам без смены флага России. 

Так, законопроект предлагает внести дополнения в КТМ в виде прямой нормы о необходимости соблюдения юрисдикции законов страны на российских морских судах и декларирующей нормы о юридической ответственности за нарушение этого требования с конкретизацией ее в виде специальных норм в Кодексе РФ об административных правонарушениях и  в Уголовном кодексе РФ. 

– Речь не идет о реальном сроке с отбыванием наказания в тюрьме, а лишь о запрете заниматься коммерческой деятельностью в сфере морского судоходства  или выплате крупного штрафа, – поясняет В. Нефедов. 

Эта инициатива, первоначально положительно встреченная Минтрансом России, в последующем не получила поддержки транспортного ведомства.

Централизованный учет решит ряд проблем

Расценивая КТМ РФ как средство профилактики нарушений судовладельцами трудовых и связанных с ними прав членов экипажей российских морских судов, РПСМ с надеждой воспринял прошлогоднюю инициативу транспортного ведомства по подготовке от лица Правительства РФ проекта ФЗ «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся особенности обеспечения безопасности мореплавания российских судов». 

– Проект предусматривал создание централизованного учета портового контроля за судами посредством еженедельного направления в электронной форме российскими судами в эту систему сведений о судне, грузе и экипаже после выхода теплохода под флагом РФ из морского порта Российской Федерации до захода в другой порт страны, а также при каждом заходе в иностранный порт, – рассказывает Юрий Сухоруков. 

РПСМ считает необходимым включить в список отправляемых сведений имя и адрес судовладельца или доверительного управляющего, а также данные о гражданстве моряков и наличии разрешений на привлечение иностранцев на работу в составе экипажа российского морского судна. 

В этой связи, усматривая в такой информации возможность контроля за соблюдением российскими судами юрисдикции законов Российской Федерации, а равно соблюдение российскими судовладельцами установленного  законом разрешительного порядка привлечения и использования труда иностранных граждан в составе экипажей морских судов под Государственным  флагом Российской Федерации, РПСМ принципиально поддержал законопроект и выразил Минтрансу России свою готовность участвовать в его принятии и последующей выработке подзаконного акта в его развитие. 

Однако ожидания РПСМ не оправдались: Минтранс России отказался от продолжения  работы над законопроектом, что не может не вызывать сожаления.

Усилия были напрасны? 

– Установленный разрешительный порядок подразумевает обращение судовладельца в Главное управление по вопросам миграции МВД России за соответствующим разрешением для найма иностранной рабочей силы, которое в свою очередь направляет запрос в Росморречфлот на получение заключения, а Агентство – в общероссийский профессиональный союз  моряков, – поясняет работу механизма В. Нефедов. –  Что касается моряков, то ответ РПСМ всегда основывается на данных о ситуации с вакантными рабочими местами в регионах, о чем мы запрашиваем наши территориальные организации по стране, от их ответа зависит – получит судовладелец разрешение или нет. 

Действительно, с 2002 года действует разрешительный порядок привлечения иностранных граждан на работу в России, включая найм на морские суда под флагом РФ, установленный ФЗ «О правовом положении иностранных граждан», однако в силу специфики морского судоходства работает он плохо. 

– Ничто не мешает безответственным российским судовладельцам игнорировать процесс получения необходимого разрешения, нанимая иностранцев в экипаж своих судов в зарубежных портах и списывая их перед заходом в российский порт. Вот почему мы рассчитывали на создание системы централизованного учета портового контроля, которая помогла бы в режиме реального времени выявлять такие правонарушения на судне, находящемся и в зарубежном плавании, –отмечает В. Нефедов.  

 Тем не менее,  сохранение разрешительного порядка привлечения иностранцев для работы в составе экипажей российских судов является принципиально важным как для защиты национального морского рынка труда, так и для профилактики правонарушений в этой сфере. 

В этой связи РПСМ вынужден с сожалением констатировать, что в какой-то момент правительство РФ взяло курс на его законодательный демонтаж. Так, с принятием в 2014 году ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» в ТК РФ  была включена ст. 351.5, освобождающая работодателей-резидентов таких территорий от необходимости получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников. В том числе от этого могут быть освобождены судовладельцы, если их признают резидентами. Аналогичным преимуществом наделены и резиденты порта Владивосток в связи с принятием в 2015 году ФЗ «О свободном порте Владивосток».

– Тенденция расширения этой преференции прослеживается в проектах законов «О свободном порте Дальний Восток» и «О свободных портах в Российской Федерации», а также в недавнем законопроектном детище Министерства экономического развития РФ России «О преференциальных режимах ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,    что не может не вызывать озабоченности РПСМ, ведь это – угроза потери рабочих мест для российских моряков на национальном морском рынке труда, – говорит председатель РПСМ Юрий Сухоруков. 

Продолжение следует

↑ 

Наверх