01.10.2019

«Золотой век пароходства»

Выставка фотографий, архивных документов и исторических предметов «Золотой век пароходства» о моряках торгового флота и жизни архангельского порта во второй половине ХХ века открылась в пятницу в Северном морском музее Архангельска. Как рассказал куратор проекта, научный сотрудник музея Александр Белов, при желании посетители смогут сами внести свою лепту в экспозицию и дополнить материалы выставки, центральной темой которой являются работники судоходной отрасли.

– В первую очередь мы сделали акцент на людях: отобрали фотографии тружеников порта и пароходства; людей, которые ходили в рейсы на Кубу, в Арктику и Антарктиду, и решили их увековечить таким образом, – рассказал Белов.

В интерактивной части выставки собрано около 300 исторических снимков, однако некоторые из них не содержат точных пояснений. Посетитель, если он узнал кого-то на фотографиях, может оставить информацию о героях снимка.

– Люди старшего поколения не особенно дружат с сенсорными панелями, поэтому мы решили по старинке: при помощи ручки и бумаги, – отметил Белов. – При желании можно оставить свои контакты, и мы обязательно свяжемся, чтобы узнать более полную историю.

Среди других экспонатов выставки – макеты судов, ключи от порта, фотоальбомы, судовые книги, флаги с теплоходов.

Наибольшее внимание в экспозиции уделено 1960-1980-м годам. В это время руководителем Северного морского пароходства в Архангельске был Сергей Кузнецов. Тогда же прошли реконструкцию судоремонтные заводы «Красная кузница» и «Лайский док», создавалась современная инфраструктура Архангельска: были построены новое здание управления пароходства, морской-речной вокзал, грузовой район «Экономия», Дворец культуры моряков с интерклубом, бассейн «Водник» и причал яхт-клуба.

Также в экспозиции воссоздан кабинет Кузнецова. Как пояснил куратор проекта, это достаточно вольная реконструкция, но все предметы в ней мемориальные и раньше принадлежали Сергею Ивановичу. В частности, фуражка была предоставлена сыном бывшего руководителя СМП.

В другой части выставки показаны элементы уходящей сейчас традиции – фотоальбомы с историей различных архангельских судов.

– Раньше на каждом судне было что-то вроде красного уголка или музея, где рассказывалась история судна, и с таким примером духа времени можно ознакомиться. Поскольку музейный фонд в руках нельзя держать, мы отсканировали альбомы, и их можно полистать в цифровом формате, – добавил куратор проекта.

Помимо этого выставка рассказывает об истории судов, которые ходили из Архангельска в разные точки мира, и традициях, которые были характерны для порта.

– Круглогодично архангельский порт начал работать только под конец 1970-х годов, – рассказал Белов. – Первому судну, которое открывало навигацию, торжественно вручали символический ключ от порта Архангельска. Красивая традиция, и ключи были самые разные – предела фантазии не было – разных конфигураций и материалов.


Отдельная часть посвящена пассажирским перевозкам из Архангельска.  До начала 1990-х годов из порта по Белому морю ходили большие туристические суда «Татария» и «Буковина», они возили туристов в том числе на Соловки. Сейчас из Архангельска на Соловецкий архипелаг можно добраться только воздушным транспортом.

Небольшой уголок предназначен специально для школьников, где они могут попробовать поднять груз разными способами:

– Здесь находится мешок с грузом, который весит 15 кг, его можно попробовать поднять руками, –  показал Белов, – а можно при помощи судовых блоков, которые дают выигрыш в силе и облегчают задачу.

Отметим, что выставка продлится до февраля 2020 года.

Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) неоднократно говорил о том, как важно популяризировать морские профессии, демонстрировать накопленные годами достижения в этой сфере и тем самым привлекать в отрасль новые кадры. Несмотря на то, что судоходство является опорой международной торговли, широкая общественность практически ничего не знает об отрасли. Выставка, посвященная жизни архангельского порта и тружеников моря, – это еще одна возможность напомнить о важности деятельности моряков и окунуться в историю торгового флота нашей страны, который некогда занимал одну из лидирующих позиций на мировой судоходной арене.

По материалам ТАСС

↑ 

Наверх