30.09.2019

25 лет со дня гибели парома «Эстония»

25 лет назад, в ночь на 28 сентября 1994 года в Финском заливе вблизи острова Утое, в 20 километрах от берегов Финляндии, произошло крушение грузопассажирского парома «Эстония» (Estonia). Это трагическое происшествие считается одной из крупнейших морских катастроф со времен «Титаника»: из 989 человек на борту выжили только 137. Родственники погибших до сих пор не понимают, что именно произошло в тот день, и требуют проведения нового расследования.

Паром «Эстония» был построен в Германии на судоверфи «Meyer Werft» в 1980 году и мог перевозить до 2000 пассажиров, а также автомобили и грузовики – для этого на нем была специальная палуба, которая простиралась от носа до кормы. На пассажирской линии Таллин (Эстония) – Стокгольм (Швеция) паром начал использоваться с июня 1990 года. На момент крушения судно принадлежало эстонско-шведской фирме «Эстлайн-Эстония» и совершало по три рейса в неделю. Время в пути составляло 14 часов.

С 27 по 28 сентября 1994 года паром «Эстония» осуществлял рейс Таллин – Стокгольм, начавшийся в 19.15 по местному времени. Из 989 человек, находящихся на борту, 803 были пассажирами. Паром имел небольшой крен на правый борт. Пока он шел вдоль эстонского побережья условия плавания были нормальными, однако когда покинул защищенные воды, ветер заметно усилился и к полуночи достиг скорости 15-20 метров в секунду. Высота волн на море составляла 3-4 метра.

В 01.05 на пароме появился необычный звук, а в 01.15 у него оторвался так называемый визор – поднимающаяся надводная часть носа судна, которая закрывает носовые ворота на грузовую палубу. На нее хлынули тонны воды, и паром резко накренился на правый борт.

После того, как в 01.20 была объявлена тревога, у пассажиров было около 10-20 минут, чтобы попасть на верхнюю палубу, сесть в шлюпки или на надувные плоты и спастись. Многие из тех, кому все же удалось покинуть тонущее судно, позже умерли от переохлаждения. Большая часть людей осталась на пароме и погибла вместе с ним. Судно затонуло около 01.50.

Как рассказала Русской службе BBC работавшая на пароме бухгалтером Сийри Саме, покинуть судно было практически невозможно из-за серьезного крена. Она помнит, что после толчка паром накренился вбок примерно на 30 градусов, и ее буквально выкинуло из кровати. Когда Сийри попыталась выйти, она не удержалась и упала прямо в открытую дверь каюты напротив.

– Потом надо было двигаться по коридору, перепрыгивая через открытые двери других кают, чтобы добраться до лестницы. После – допрыгнуть до самой лестницы: это примерно два метра, – вспоминает Сийри. – Приходилось подтягиваться на руках. Корабль наклонился еще сильнее, его шатало, крен уже был около 75 градусов.

Отметим, что согласно отчетам дайверов из официального расследования, большинство тел было обнаружено именно в районе лестниц. Там же говорится, что двигаться по коридору, когда судно наклонено на 45 градусов, уже практически невозможно.

На современных навигационных картах указано место гибели парома 59°23′ северной широты 21°41′ восточной долготы. Он лежит на глубине 85 метров у носа и 74 метра у кормы.

Первый сигнал бедствия с него был отправлен в 01.22. К 01.24 сигналы бедствия с «Эстонии» получили 14 судовых и береговых радиостанций, включая морской координационный центр спасения (МРКЦ) в Турку (Финляндия). Примерно через час после затопления «Эстонии» на место происшествия прибыли четыре пассажирских парома, а также спасательные вертолеты. Высокие волны и сильный ветер сильно затруднили спасательные работы: участвующие суда не смогли спустить спасательные лодки и в основном людей поднимали из воды вертолеты. Ночью и ранним утром общими усилиями удалось спасти 138 человек, один из которых впоследствии скончался в больнице. В течение дня и в последующие двое суток было обнаружено 92 тела.

Общее число погибших в катастрофе людей составило 852 человека, среди которых 501 швед, 284 эстонца и 10 финнов. Помимо них на судне были пассажиры из еще 14 стран, в том числе России, Латвии, Дании, Германии, Литвы и Норвегии.

Для расследования причин катастрофы 29 сентября 1994 года была сформирована совместная шведско-финско-эстонская комиссия, которая завершила его в  декабре 1997 года. Согласно ее выводам, основным фактором катастрофы стало трагическое стечение ряда обстоятельств. По оценке комиссии, крушение парома ускорил ряд конструктивных особенностей «Эстонии»: в первую очередь, речь идет об автомобильной палубе, проходящая от носа до кормы. Сильный шторм, высокая скорость судна, курс движения и погодные условия привели к тому, что не выдержали и разрушились крепления носового транспортного люка на судне.

Однако в Швеции и Эстонии многие сразу же поставили под сомнение эту версию. Высказывались предположения, что паром мог пойти на дно из-за взрыва на борту, столкновения с подводной лодкой или действий преступников, затопивших судно, чтобы скрыть перевозку контрабандного груза. Для того, чтобы окончательно установить причину гибели, неоднократно предлагалось поднять остатки судна. Однако эти инициативы не нашли поддержки у официальных властей Эстонии и Швеции.

Подписанное Эстонией, Финляндией и Швецией в 1995 году международное соглашение запретило проводить какие-либо исследования на месте гибели судна. Позже к договору присоединились Россия, Дания, Латвия, Литва, Польша и Великобритания.

В конце августа 2000 года тележурналисты одной из немецких телекомпаний совместно с  американским предпринимателем Греком Бэмесом организовали экспедицию к месту, где затонул паром. Прежде всего, журналисты изучали его состояние ниже ватерлинии. Во время работы под водой водолазы также впервые взяли пробы металла с обшивки парома и направили их на исследование в несколько независимых институтов Германии и США. По однозначному заключению и германских, и американских институтов, на борту «Эстонии» произошел взрыв. Эти данные подтвердил и авторитетный английский эксперт, который обобщил результаты всех четырех проведенных анализов.

Позже в выводах официальной комиссии усомнилась и исследовательская группа германской судоверфи «Meyer Werft», где был построен паром. Группа заявила, что технический уход за судном не велся на должном уровне и паром мог затонуть из-за неверно выбранной скорости, теракта или неумелых действий экипажа. В 2001 году директор компании Вернер Гуммель заявил, что располагает доказательствами того, что судно, «без сомнения, стало объектом террористического акта».

В конце 2004 года бывший начальник морской таможни стокгольмского порта Фрихамнен Леннарт Хенрикссон в передаче шведского телевидения заявил, что на борту затонувшего парома в день его гибели будто бы могла находиться советская военная техника. По его словам, в 1994 году паром «Эстония» несколько раз перевозил грузы, которые запрещено было досматривать таможенникам. По данному факту правительство Швеции провело расследование. Согласно его отчету, опубликованному в 2005 году, в день катастрофы на судне не перевозили взрывчатые вещества или военное оборудование.

Весной 2005 года правительство Эстонии сформировало свою комиссию экспертов для расследования фактов перевозки военной техники на пассажирском пароме, а также обстоятельств его гибели. В ее отчете от 2006 года отмечалось, что комиссия не нашла подтверждения фактам перевозки военной техники на пароме незадолго до его гибели. Однако она обратила внимание на то, что международная комиссия не использовала все возможности для выяснения обстоятельств катастрофы, причиной которой мог стать взрыв.

Однако в представленном отчете комиссии в феврале 2009 года в качестве наиболее вероятной причины гибели парома также были названы его конструктивные недостатки и тяжелые погодные условия, что соответствовало выводам международной комиссии от 1997 года. После этого комиссия была расформирована.

Многие по сей день считают, что было проведено неполное расследование катастрофы. Так, весной 2019 года родственники погибших из Швеции подали иск в суд на эстонское государство и потребовали провести новое расследование причин гибели «Эстонии». В нем отмечается, что в официальной версии трагедии есть целый ряд противоречий, в связи с чем истцы требуют организовать новые погружения к останкам судна на дне Балтийского моря. Иск, поданный шведской стороной, поддержало эстонское объединение родственников погибших. Прежде правительства отказывались организовывать новые погружения к останкам судна, не желая тревожить покой погибших и травмировать родственников.

24 сентября 2019 года Таллинский административный суд начал рассмотрение требования вновь открыть дело о гибели парома. Возможно, новый процесс внесет больше ясности в произошедшее в водах Финского залива 25 лет назад. Сегодня, как и прежде, судно остается на дне моря, хотя многие эстонские родственники погибших всегда были за то, чтобы поднять его или хотя бы найти тела пострадавших.

В память о жертвах катастрофы установлены несколько мемориалов. В 1996 году в Таллине возле башни Толстая Маргарита был открыт монумент под названием «Прерванная линия». На памятнике высечены имена всех пассажиров, оставшихся на дне Балтийского моря. В Эстонии помимо памятника в Таллине монументы погибшим на пароме «Эстония» есть на острове Хийумаа (на мысе Тахкуна) и на острове Сааремаа (на мысе Нинасе в волости Мустьяла), а также в городах Выру и Пярну. Также существует мемориал в Стокгольме.

По материалам РИА Новости и Русской службы BBC


↑ 

Наверх