24.09.2019

SOS c т/х «Северная Земля»

Экипаж теплохода «Северная Земля», принадлежащего Мурманскому морскому пароходству (ММП), обратился в Российский профсоюз моряков (РПСМ) с открытым письмом. В нем говорится, что члены судовой команды находятся в бедственном положении: на борту нет достаточного количества продовольствия и элементарных средств гигиены. Моряки в отчаянии и хотят покинуть судно, но на это у них нет денег. На берегу практически у каждого члена экипажа есть семья: жены, дети, родители, которые остались без финансовой поддержки своих мужей, отцов и сыновей. Усугубляется ситуация тем, что судно находится за пределами России. 

Вот что сообщают моряки о текущем положении дел на теплоходе «Северная Земля»:

«К Вам обращаются за помощью члены экипажа т/х «Северная Земля», принадлежащего ПАО « Мурманское Морское Пароходство». Данное письмо преследует несколько целей: помочь морякам в получении причитающихся денежных средств (заработная плата, выплата отпускных и т. д.), возвращении домой по окончании контрактов, а также поддержать общественный резонанс, вызвавший выход репортажей о ситуации на т/х «Всеволод Белецкий».

В нескольких строках попытаемся обрисовать ситуацию на примере нашего судна. Сразу оговоримся, что ситуация на нем в общих чертах соответствует обстановке на всех судах ММП и усугубляется тем, что «Северная Земля» находится за границей. 

Судно уже более года (с мая 2018 года) арестовано за долги ПАО ММП в испанском порту Авилес. Экипаж – 14 человек. Период нахождения членов экипажа на судне – в среднем три-пять месяцев. Большинство моряков на борту с мая этого года. Именно с этого периода прекратились выплаты по заработной плате. За все это время ни одному члену экипажа судовладелец не выплатил ни копейки! То есть у экипажа вообще отсутствуют денежные средства. 

На жалобы членов экипажа судовладелец не отвечает.  

Судовладельцем нарушено большинство пунктов коллективного договора, индивидуальных трудовых соглашений и ряд статей ТК РФ.

С июня на судне отсутствует двусторонняя связь, за неуплату отключены все судовые средства связи, (все общение с судовладельцем ведется через личную почту членов экипажа, и оно ограничено работодателем, т. е. как правило, либо не дозвонится, либо электронные письма остаются без ответа). Пароходство также дистанцировалось и от родственников моряков (в большинстве случаев звонки в отдел кадров, бухгалтерию также остаются без ответа). Судовой агент отсутствует, так как его услуги судовладелец не оплачивает. Случись что, нам некуда обратиться за помощью.

У многих членов экипажа на берегу остались жены, дети, престарелые родители, которым необходима финансовая поддержка. Зарплата моряков является основным, а зачастую и единственным, источником семейного дохода. Из-за невыплаты денежных средств многие моряки уже имеют задолженности по кредитам, алиментам, ипотеке, находятся в бедственном, катастрофическом финансовом положении, что в конечном итоге может сказаться на их дальнейшей судьбе (например, дальнейшего запрета на выезд из РФ из-за долгов, потери жилья и т. д.) 

Членами экипажа уже подавались как личные, так и коллективные жалобы в комиссию по трудовым спорам посредством электронных писем – результат нулевой. Сложно проследить за обработкой и приемом таких жалоб, находясь за рубежом. Подана коллективная жалоба в прокуратуру.

Условия нахождения на судне оставляют желать лучшего. Так, ограничено питание: сложно прокормить взрослого мужчину на 150 рублей в день, а именно столько в среднем выделяется работодателям на питание одного моряка, что почти в четыре раза меньше положенной нормы. Полностью отсутствует снабжение судна средствами гигиены: нет мыла, стирального порошка, моющих и чистящих средств. Также нет рабочей одежды. Приходится закупать их самостоятельно на деньги, выделенные на продукты. Морякам не на что приобретать такие необходимые вещи, как зубная паста, средства для ухода за собой и т. д. Количество лекарственных средств тоже ограничено. Для их закупки необходимы денежные средства, рецепты врача.

С июня 2019 года судовладелец не платит за топливо, как следствие, приходится запрашивать его у портовых властей в долг и самостоятельно (пока власти идут навстречу). Экономия топлива приводит к проблемам с приготовлением пищи и  электропитанием на судне, так как свет подается только на некоторое время. Соответственно, на судне есть проблемы с подачей теплой воды, которая, к слову, тоже берется в долг у администрации порта. Провизионные кладовые давно выведены из эксплуатации. Уже сейчас наблюдается понижение температуры воздуха, а впереди зима, и при данной экономии топлива люди начнут мерзнуть. 

Отметим, что моряки не отсиживаются без дела: возложенные на нас обязанности мы исполняли и исполняем надлежащим образом. Периодические перешвартовки, перетяжки судна, поддержание его и механизмов в постоянной готовности и чистоте, предъявление судна портовым властям, походы в магазин за продуктами за несколько километров от места стоянки при поступлении небольших средств, круглосуточная вахта – вот лишь немногое, чем занимается экипаж.

Некоторые члены команды уже сейчас готовы покинуть борт судна самостоятельно, но не могут из-за отсутствия денежных средств, необходимых для оформления выезда и покупки билетов. По сути, люди находятся в заложниках – без денег, достаточного количества еды, элементарных средств гигиены и возможности самостоятельного убытия с борта судна (по слухам с других судов, процесс репатриации экипажа за счет ММП носит сложный и длительный процесс, который упирается в деньги). 

Получается, что моряки не нужны никому: ни работодателю, который кормит обещаниями о погашении задолженностей по зарплате уже более четырех месяцев, ни государству с вялотекущими судебными процессами по долгам и признанию компании банкротом.

За несколько последних месяцев высшее руководство компании неоднократно менялось, но никаких подвижек для работников в лучшую сторону это не принесло – деньги так и не выплачиваются. На днях в Москве был задержан один из учредителей ММП, но и это пока никак не отразилось на оплате труда моряков. 

Прокуратура продолжает работать с компанией, но и это не приносит никаких результатов. Компания продает пароходы, а вырученные с продаж деньги идут куда угодно, только не на заработную плату работников (за последние месяцы было продано минимум три парохода, а это большие деньги, которых даже с уплатой налогов должно хватить на погашение долгов по заработной плате). 

Как Мурманское морское пароходство, одно из уже бывших градообразующих предприятий, пережившее Великую Отечественную войну и дефолт 1998 года, опустилось до такого состояния? Почему ММП посылает на суда экипажи, не предупреждая о проблемах с выплатами зарплаты (при направлении на наше судно всем членам экипажа было заявлено об отсутствии каких-либо проблем с выплатами зарплат)? Почему испанским властям есть дело до российских моряков, а нашему работодателю нет? Куда уходят деньги, вырученные с продажи судов ММП? Кого найдут нам на смену, ведь контракты у большинства членов экипажа уже подошли или подходят к концу?

По проверенной информации, в собственности ММП есть суда, где ситуация на борту возможно даже хуже, чем на теплоходах « Всеволод Белецкий» и «Заполярье». В репортажах о т/х «Всеволод Белецкий» не заострялось внимание на теме погашения долгов морякам со стороны работодателя. Для нас же, экипажа теплохода «Северная Земля», – это основной момент, так как у людей, находящихся на борту, вообще не осталось средств к существованию.

Просим помочь получить законно заработанные и причитающиеся нам деньги и вернуться на Родину».

↑ 

Наверх