РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
В Олесунне (Норвегия) прошли переговоры между Российским профессиональным союзом моряков (РПСМ), Норвежской ассоциацией судовладельцев (NSA) и Норвежской ассоциацией морских офицеров (NMOA) – аффилированным членом Международной федерации транспортников (МФТ). Основной темой для обсуждения стал пересмотр условий коллективного договора по российским морякам, работающим на судах Норвежского международного регистра судов (NIS).
Со стороны РПСМ в переговорах участвовали председатель
профсоюза Юрий Сухоруков, заместитель председателя Вадим Иванов и председатель
Северной региональной организации РПСМ Александр Красноштан. Их задача состояла
в том, чтобы добиться улучшения условий труда российских моряков на судах
норвежского флота. И это им удалось.
Так, новый коллективный договор, заключенный на три года – с
2020 по 2022 год – в первую очередь предполагает улучшение финансового
положения моряков и увеличение различных компенсационных выплат. В частности, с
1 января 2020 года базовая ставка вырастет на 2,5%, а еще через два года – с
января 2022 – еще на столько же. Увеличатся и компенсации за потерю личных
вещей – если раньше моряк мог рассчитывать на 3 тысячи долларов, то теперь
сумма достигает 3 300 долларов. В случае гибели члена экипажа компенсация
составит 95 тысяч долларов – это на пять тысяч больше, чем прежде. После смерти
кормильца несовершеннолетние дети до 21 года смогут рассчитывать на пособие в
19 тысяч долларов (прежде – только на 18 тысяч). При потере трудоспособности
максимальная компенсация для комсостава выросла с 130 тысяч долларов до 140,
для рядовых – со 105 тысяч до 108.
Также в текст внесена поправка, предполагающая, что отныне
все средства будут перечисляться морякам на банковский счет. Только в
исключительных обстоятельствах моряк может получать до ста долларов наличными.
Кроме того, обсуждение затронуло права женщин-моряков, и в
текст коллективного договора были внесены несколько существенных поправок. Так,
прежде представители морского сообщества уже не раз высказывались о
недопустимости включения теста на беременность в предшествующее трудоустройству
медицинское освидетельствование. В марте Секторальный комитет Международной
организации труда (МОТ) по трудоустройству, удержанию моряков и расширению
возможностей женщин в судоходной отрасли признал подобную практику
дискриминационной и не соответствующей Конвенции МОТ № 183 (О пересмотре
Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства) и № 111 (О дискриминации
в области труда и занятий). В связи с этим в текст коллективного договора вошла
поправка, запрещающая включать тест на беременность в медосмотр. Помимо этого,
согласно новому договору, в случае беременности женщина-моряк должна получить
базовую ставку за оставшиеся дни контракта (но не более, чем за сто дней). В
случае, если ей выплачивается пособие от социальных фондов, эта сумма может
быть вычтена из компенсации. Кроме того, ей гарантируется приоритет при
восстановлении на работе.
Также в ответ на рост напряженности в Ормузском проливе,
связанной со взрывами танкеров в порту Эль-Фуджайра 12 мая, в Оманском заливе
13 июня и задержанием танкера «Stena Impero»
иранскими властями, в колдоговор вошел протокол о признании его зоной
повышенного риска, которая определяется следующими координатами:
На западе: линия, соединяющая Расе-Дастакан (26° 33'N – 55°
17'E) в Иране и маяк Джазталь-Хамра (25° 44'N – 55° 48'E) в Объединенных
Арабских Эмиратах на юге (общая граница с Персидским заливом).
На востоке: линия, соединяющая Рас-Лиму (25° 57'N – 56°
28'E) в Омане и Рас-эль-Кух (25° 48'N – 57° 18'E) в Иране на востоке (общая
граница с Аравийским морем).
Члены экипажей на борту судов, атакованных в этом районе,
будут получать дополнительные бонусы, равные размеру базовой ставки с надбавкой
за выслугу лет. Семьям моряков, погибших при нападении в этом регионе,
полагаются дополнительные компенсации. Если в случае атаки возникнет
необходимость покинуть судно, моряк должен получить компенсацию за два месяца и
репатриироваться за счет компании-судовладельца. Кроме того, на судах, которые
совершают рейсы в этом регионе, обязательны специальные меры, соответствующие
последним рекомендациям руководства
«Лучшие практики по борьбе с пиратством».
В целом представители РПСМ остались довольны результатами переговоров, подчеркнув, что регулярное повышение базовой ставки и компенсаций просто необходимо. Деньги с течением времени обесцениваются из-за постоянной инфляции, поэтому очень важно, чтобы уровень реального дохода моряков не падал.
Наверх