16.09.2019

Условия для российских моряков на судах NIS улучшатся

В Олесунне (Норвегия) прошли переговоры между Российским профессиональным союзом моряков (РПСМ), Норвежской ассоциацией судовладельцев (NSA) и Норвежской ассоциацией морских офицеров (NMOA) – аффилированным членом Международной федерации транспортников (МФТ). Основной темой для обсуждения стал пересмотр условий коллективного договора по российским морякам, работающим на судах Норвежского международного регистра судов (NIS).

Со стороны РПСМ в переговорах участвовали председатель профсоюза Юрий Сухоруков, заместитель председателя Вадим Иванов и председатель Северной региональной организации РПСМ Александр Красноштан. Их задача состояла в том, чтобы добиться улучшения условий труда российских моряков на судах норвежского флота. И это им удалось.

Так, новый коллективный договор, заключенный на три года – с 2020 по 2022 год – в первую очередь предполагает улучшение финансового положения моряков и увеличение различных компенсационных выплат. В частности, с 1 января 2020 года базовая ставка вырастет на 2,5%, а еще через два года – с января 2022 – еще на столько же. Увеличатся и компенсации за потерю личных вещей – если раньше моряк мог рассчитывать на 3 тысячи долларов, то теперь сумма достигает 3 300 долларов. В случае гибели члена экипажа компенсация составит 95 тысяч долларов – это на пять тысяч больше, чем прежде. После смерти кормильца несовершеннолетние дети до 21 года смогут рассчитывать на пособие в 19 тысяч долларов (прежде – только на 18 тысяч). При потере трудоспособности максимальная компенсация для комсостава выросла с 130 тысяч долларов до 140, для рядовых – со 105 тысяч до 108.

Также в текст внесена поправка, предполагающая, что отныне все средства будут перечисляться морякам на банковский счет. Только в исключительных обстоятельствах моряк может получать до ста долларов наличными.

Кроме того, обсуждение затронуло права женщин-моряков, и в текст коллективного договора были внесены несколько существенных поправок. Так, прежде представители морского сообщества уже не раз высказывались о недопустимости включения теста на беременность в предшествующее трудоустройству медицинское освидетельствование. В марте Секторальный комитет Международной организации труда (МОТ) по трудоустройству, удержанию моряков и расширению возможностей женщин в судоходной отрасли признал подобную практику дискриминационной и не соответствующей Конвенции МОТ № 183 (О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства) и № 111 (О дискриминации в области труда и занятий). В связи с этим в текст коллективного договора вошла поправка, запрещающая включать тест на беременность в медосмотр. Помимо этого, согласно новому договору, в случае беременности женщина-моряк должна получить базовую ставку за оставшиеся дни контракта (но не более, чем за сто дней). В случае, если ей выплачивается пособие от социальных фондов, эта сумма может быть вычтена из компенсации. Кроме того, ей гарантируется приоритет при восстановлении на работе.

Также в ответ на рост напряженности в Ормузском проливе, связанной со взрывами танкеров в порту Эль-Фуджайра 12 мая, в Оманском заливе 13 июня и задержанием танкера «Stena Impero» иранскими властями, в колдоговор вошел протокол о признании его зоной повышенного риска, которая определяется следующими координатами:

На западе: линия, соединяющая Расе-Дастакан (26° 33'N – 55° 17'E) в Иране и маяк Джазталь-Хамра (25° 44'N – 55° 48'E) в Объединенных Арабских Эмиратах на юге (общая граница с Персидским заливом).

На востоке: линия, соединяющая Рас-Лиму (25° 57'N – 56° 28'E) в Омане и Рас-эль-Кух (25° 48'N – 57° 18'E) в Иране на востоке (общая граница с Аравийским морем).

Члены экипажей на борту судов, атакованных в этом районе, будут получать дополнительные бонусы, равные размеру базовой ставки с надбавкой за выслугу лет. Семьям моряков, погибших при нападении в этом регионе, полагаются дополнительные компенсации. Если в случае атаки возникнет необходимость покинуть судно, моряк должен получить компенсацию за два месяца и репатриироваться за счет компании-судовладельца. Кроме того, на судах, которые совершают рейсы в этом регионе, обязательны специальные меры, соответствующие последним рекомендациям  руководства «Лучшие практики по борьбе с пиратством».

В целом представители РПСМ остались довольны результатами переговоров, подчеркнув, что регулярное повышение базовой ставки и компенсаций просто необходимо. Деньги с течением времени обесцениваются из-за постоянной инфляции, поэтому очень важно, чтобы уровень реального дохода моряков не падал. 

↑ 

Наверх