13.09.2019

Российские реки – только для российских судов

Новость о планах российского правительства обязать судовладельцев перевозить грузы и пассажиров по внутренним водным путям страны только на судах отечественного производства, включая оборудование, вызвала много споров, поскольку речь идет о поправках в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ). Если планы будут реализованы, то любая компания, осуществляющая перевозки по российским рекам – неважно, российская она или иностранная – должна будет строить суда, морскую технику или заказывать судовое оборудование исключительно на российских верфях. Как вариант, можно создать свое производство на территории России. Однако, по мнению экспертов, такая постановка вопроса может быть несколько преждевременной.

Да, поправки, рассматриваемые в ст. 4 КТМ, создают дополнительный рычаг стимулирования строительства судов в России при условии запрета судам под иностранными флагами осуществлять определенные виды перевозок. Однако условие, что оборудование и комплектация таких судов тоже должны быть исключительно отечественные, скорее всего, невыполнимая задача: на сегодняшний день  это не может гарантировать ни одна  российская верфь. Программа импортозамещения в поставках судового оборудования пока не работает – у нас нет отечественных аналогов.

–  Если будут приняты поправки в ст. 4 КТМ в предлагаемой редакции, то эффект будет противоположным, – считают в Российском профессиональном союзе моряков. – Вполне может быть, что заказы судоходных компаний не возрастут, а сократятся, поскольку теплоход, оснащенный иностранным оборудованием, даже построенный на российской верфи, не является российским.

Напомним, в настоящее время средняя загрузка отечественных судостроительных предприятий составляет не более 40–50%. Это не позволяет обеспечить рентабельную работу предприятий судостроительной отрасли, их развитие и модернизацию производственных мощностей. При этом поддержка отечественных судостроительных предприятий осуществляется лишь косвенным образом и не гарантирует размещение заказов на российских верфях.

– В целом это, конечно, должно иметь положительный эффект для российских моряков, поскольку в связи с появлением новых рабочих мест на российских судах для них расширяется возможность для занятости, – отметил главный эксперт по правовым вопросам Российского профсоюза моряков (РПСМ) Валерий Нефедов. – Однако он может быть сведен на нет, если будет продолжаться политика раздачи государством преференций для российских судовладельцев по их освобождению от соблюдения разрешительного порядка привлечения иностранцев для работы в составе экипажей российских судов.   


↑ 

Наверх