09.09.2019

Минута кошмара – и снова штиль

9 сентября, 39 лет назад, в Тихом океане исчезло самое большое английское грузовое  судно –  балк-танкер «Derbyshire». Он шел из Канады в Японию, на борту – 157 000 тонн железной руды. Вдвое выше и длиннее «Титаника», шириной в шесть дорожных полос, «Derbyshire» считался одним из самых  совершенных в мире.  Когда до Японии оставалось 640 миль, капитан сообщил на берег о приближении тайфуна и что намерен изменить курс, чтобы уклониться от удара стихии.  На связь он больше не выходил.

На борту находилось 42 члена экипажа и две супруги офицеров. Брать в долгое плавание жен в то время было обычной  практикой. Также в команде находились и совсем молодые моряки, самому младшему из них было 19 лет.

Пароход затонул так быстро, что не успел подать сигнал бедствия. Его поиски начались  через несколько дней. В месте предполагаемого крушения – определить его помогло огромное масляное пятно на поверхности океана – спасатели не нашли ничего. Что именно произошло, открылось только через 14 лет.

Первые же находки повергли в шок. Пятисантиметровая корпусная сталь была разодрана в клочья, скрученные, как тряпки. Тяжелая крышка люка, ведущего в трюм, сорвана так, словно креплений не существовало. Нос судна врыт в грунт, корпус расколот на части взрывом.

 Поисковая экспедиция не могла поверить, что только шторм был причиной трагедии. Последовала вторая экспедиция, третья. Но вопрос для многих так и остался открытым.

Одна из наиболее вероятных версий – гибель от волны-убийцы.

Как рассказывает профессор Института прикладной физики РАН Ефим Пелиновский , под «убийцами»  понимают необычно большие 30-метровые волны, которые неизвестно откуда берутся и неизвестно, куда пропадают. Волна-убийца возникает всегда неожиданно и живет короткое время. Ее никто не видит до тех пор, пока она не вырастает прямо у судна: смывает экипаж, если он на палубе, и исчезает. Проблема в том, что спастись, когда ты уже видишь волну-одиночку, нереально. Но прогноз, в принципе, возможен. Сейчас мы работаем над тем, чтобы предсказать появление «убийцы» хотя бы за пять минут до появления и чтобы было хоть какое-то время на попытку спастись: экипажу надеть спасательные жилеты, привязаться к устойчивым конструкциям, закрепить вещи на палубе».

Ефим Пелиновский пояснил, что  в отличие от штормовых волн, волна-убийца может прийти при абсолютном штиле и за минуту убить то, с чем не всегда справится и тайфун. Минута кошмара – и снова штиль.

Иногда высокую волну сопровождают две пониже: такого монстра называют «три сестры». Сложились – разбежались. Наиболее коварна та, перед которой образуется глубокая впадина. Судно падает в эту яму, сверху его накрывает «убийца» и буквально придавливает ко дну.

Волны-убийцы возникают в разных частях мирового океана, неоднократно фиксировались и в России. Особенно часто – на Дальнем Востоке,  наблюдались в Черном  и в Балтийском морях. Как говорит ученый, эти явления могут быть в любой «луже», возникают даже на пляжах: мгновенно затапливают и уходят со всем, что было на песке.

В 1991 году волна-убийца одним ударом разрушила советский траулер «Картли» у берегов Великобритании. Он моментально ушел под воду. К счастью, недалеко проходил нефтеналивной танкер, с него вызвали британские спасательные вертолеты. Спасли всех, включая судового кота.

– Исследования этого явления очень важны для морской отрасли: они позволят лучше понимать природу возникновения «волн-убийц» и, соответственно, делать более точные прогнозы, повышая безопасность судоходства, – считают в Российском профсоюзе моряков. – В будущем вся полученная информация поможет экипажам судов заранее реагировать на угрожающую им опасность и тем самым сократить количество трагических инцидентов на море.

По материалам radiosputnik.ria.ru

↑ 

Наверх