06.09.2019

Учиться на берегу, чтобы избежать ошибок в море

Институт водного транспорта им. Г. Я. Седова – филиал ГМУ им. адмирала Ф. Ф. Ушакова – провел модернизацию морского учебно-тренажерного центра. Так, здесь появились новые и более совершенные тренажеры, которые позволят курсантам и проходящим переподготовку морякам получать опыт, приближенный к реальной морской практике.  

В частности, площадка Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) была расширена втрое. Наряду с имитацией настоящего радиооборудования, которое используют при поиске и  спасании, аварийной связи на судах, в «седовке» установлена действующая спутниковая станция Инмарсат, позволяющая связаться с любым судном.

Модернизацию прошли и тренажеры-симуляторы капитанского мостика. Например, усовершенствованный мостик с пятиканальной визуализацией (пять экранов вместо трех ранее) дает большее погружение в рабочую среду: у штурмана проходящий мимо теплоход уходит за угол зрения, как в реальности. «Сейчас угол обзора составляет 180 градусов, но будем расширять до 270», – пообещал начальник Морского центра Михаил Журавлев. Кроме того, были установлены два новых дополнительных симулятора, что позволило расширить количество одновременно обучающихся слушателей.

По словам Журавлева, установленное новое программное обеспечение полностью имитирует район плавания с учетом новых строений и зданий. Например, лоцманы, работающие в регионе, тоже проходят обучение в МУТЦ и отрабатывают все сложные участки на Нижнем Дону. При этом тренажер может имитировать любые погодные условия, более 10 типов судов и более 10 районов плавания. Кроме того, возможна и отработка взаимодействия теплоходов, например, обгона или расхождения.

– Ранее при выполнении упражнений инструктор находился рядом с обучающимися, что могло создавать определенный психологический дискомфорт. Сейчас он дает задачи дистанционно, а обучающийся отрабатывает маневры самостоятельно, как в реальной жизни. При этом следить за выполнением маневров позволяют установленные видеокамеры, – объяснил начальник МУТЦ.

Традиционно основная целевая группа морского учебно-тренажерного центра – это судоводители. Для механиков не предусмотрено стандартизированных видов подготовки, кроме переподготовки для получения диплома. Тем не менее, в июле в дополнение к уже имеющемуся установлен тренажер машинно-котельного отделения (МКО), на котором можно отрабатывать рабочие ситуации при подготовке и переподготовке судовых механиков. «На этом тренажере учатся наши курсанты и повышает квалификацию командный состав судовых механиков. На нем можно отыгрывать как стандартные ситуации, так и такие, которые, возможно, никогда не реализуются на практике, но позволят поднять уровень понимания своей профессии, – отметил Михаил Журавлев. Главная цель установки тренажера МКО – скоммутировать его с тренажером «Капитанский мостик», что позволит отрабатывать задачи в составе всего экипажа судна.

Кроме того, всех желающих пройти повышение квалификации тестируют, чтобы определить их уровень подготовки. Эта процедура определяет продолжительность обучения и уровень качества подготовки специалистов. В конце занятий все допущенные ошибки протоколируются и инструктор проводит разбор конкретных действий. Сами инструкторы  имеют сертифицированный и достаточно высокий уровень профессиональной подготовки и постоянно повышают свою квалификацию.

В «Седовке» уверены, что профессиональная подготовка кадров на берегу позволит в дальнейшем избежать ошибок в море.

Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) солидарен с этой позицией: «Качественная тренажерная подготовка очень важна для дальнейшей успешной работы в экипаже. Особенно это касается отработки кризисных случаев, которая позволит морякам при возникновении рискованных ситуаций на практике действовать более уверенно и осознанно, что очень важно для обеспечения безопасности экипажа и судна».

По материалам портала «Российское судоходство»

↑ 

Наверх