04.09.2019

Intercargo предупреждает об опасностях при перевозке руды

Международная ассоциация владельцев сухогрузных судов (Intercargo) призывает судовладельцев и операторов к крайней осторожности при приеме никелевой руды или других навалочных грузов, которые могут «расплываться». Причиной для предупреждения послужило исчезновение балкера «Nur Allya», на борту которого был именно такой груз.

Так, 20 августа 2019 года с судна поступил сигнал бедствия, после чего была организована операция по поиску и спасанию, однако ни само судно, ни члены экипажа до сих пор не найдены.  Пока неизвестно, что именно произошло с балкером, однако в Intercargo предполагают, что инцидент скорее всего был связан со смещением груза: «Мы хотим подчеркнуть, как важно твердо придерживаться положений Международного кодекса морской перевозки навалочных грузов (IMSBC Code), чтобы обеспечить безопасную перевозку груза и благополучие моряков. Перемещение жидкого груза и происшествия, связанные с ним, продолжают быть серьезной причиной беспокойства для балкерного судоходства».

Также в организации выразили обеспокоенность тем, что этим вопросам уделяется недостаточно внимания: «Мы очень расстроены тем, что очевиден недостаток консолидированных усилий и стремления всех заинтересованных сторон, включая грузоотправителей, получателей и портовых властей в портах погрузки и выгрузки, чтобы положить конец этой проблеме».

В Intercargo также выразили сочувствие семьям и близким 25 пропавших моряков.

– Смещение груза (в том числе никелесодержащей руды) возможно в трюмах рудовозов-навалочников, когда рудный концентрат грузится в порту в высоких широтах при его относительно невысокой температуре (как правило руда имеет значительный процент воды), – рассказал Евгений Хижняк, главный технический инспектор труда Российского профессионального союза моряков (РПСМ). – Судно идет через тропики, происходит постепенное нагревание и разжижение груза. Недостаточная метацентрическая высота и значительно увеличивающийся крен из-за штормового воздействия, волн и ветра приводит к резкому смещению груза на один борт. Таким образом судно получает критический крен, из-за чего происходит аварийная остановка главного двигателя. И рудовоз без хода, потеряв остойчивость, не может противостоять непреодолимым силам стихии. По-видимому, трагедия произошла в шторм и ночью, так как пропал весь экипаж балкера.

– Подобный случай есть и в истории морфлота СССР: в 1968 году затонуло судно «Великий Устюг», перевозившее груз кобальто-никелевой руды с Кубы, – рассказал технический инспектор труда Балтийской региональной организации РПСМ Александр Русецкий. – За погрузку тогда отвечал 2-ой помощник капитана: он предупреждал руководство о риске при перегрузе. Однако погрузку все равно осуществили. В рейсе при прохождении через Атлантический океан судно получило критический крен, перевернулось и затонуло. Все потому, что руда имеет свойство «плыть», становится «жидкой», а поскольку она тяжелая, то при качке создает дополнительное плечо, которое увеличивает крен, и никакие балластные системы не могут спасти теплоход при превышении критического значения.

По материалам Intercargo

↑ 

Наверх