23.08.2019

Из кадета в механики

Владислав Колесников, четвертый механик на танкере «Калуга» (СКФ Новошип), – потомственный моряк. Его отец тоже флотский инженер, начинал когда-то с моториста, а сейчас стармех. Не удивительно, что Владислав о другой профессии даже не помышлял.

Обе его учебные практики прошли в компании «Новошип». Первая – на танкере «NS Leader» в 2014 году. Для того чтобы ознакомить кадетов с заведованием разных номерных механиков, их поочередно ставили в помощь к каждому из них. Особенно продуктивным оказалось изучение линейной грузовой системы «NS Leader» – в дальнейшем это очень пригодилось Владиславу в работе.

– Во время первой практики я столкнулся с одной из самых распространенных проблем морского образования: мой английский, как выяснилось, никуда не годился, – рассказывает он. – Как-то раз во время стоянки на Багамах у нас, кадетов, выдался свободный день. Оказалось, что никто из нас не может даже по-человечески изъясниться с капитаном катера, который отвозил нас на берег и обратно.

Поэтому после практики Владислав серьезно погрузился в учебу и начал читать сказки на английском языке. Все незнакомые слова и речевые обороты выписывал в тетрадку. После  на смену сказкам пришел Артур Конан Дойл.

Под конец второй практики Владиславу несказанно повезло: танкеру «Tavricheskiy Bridge» после 10 лет эксплуатации в 2016 году полагался плановый ремонт в хорватской Риеке. Возможность увидеть почти все машинные механизмы в разобранном состоянии и поучаствовать в их ремонте – бесценный опыт для судового инженера. Бывает, что механик уже опытный, за плечами годы работы на флоте, но ни одно судно в ремонте так и не застал. 

– Я помогал, чем мог, – вспоминает моряк. – Участвовал в монтаже новой системы очистки забортной воды, которую требовали обновленные правила Международной морской организации (ИМО). Но самое главное, мы с нашим четвертым механиком Даниилом Мальцевым, который был моим наставником, хорошо потрудились над инсинератором: заменили часть старой кладки, футеровали его стены. Мне это очень пригодилось, ведь дипломную работу я писал как раз по инсинераторам. Конечно, не самой большой сложности техника, но увидеть ее устройство изнутри для меня, курсанта, оказалось очень важно. Та практика в пароходстве многое мне дала, да и не только мне. Все мои однокурсники, которые, как и я, были кадетами в «Новошипе», потом с удовольствием пришли сюда работать.

За неделю до своего первого контракта на танкере «Калуга» Владислав Колесников узнал, что в его заведовании будут не привычные для четвертых механиков котлы, а вспомогательные двигатели. Пришлось на семь дней окопаться в библиотеке пароходства и пристально изучать мануалы.

На судно Владислав летел вместе со старшим механиком Михаилом Поповым. «Не освоишь линейную выгрузку за две недели – будем искать тебе замену», – полушутя-полусерьезно мотивировал он Колесникова. Начинающему судовому инженеру осталось только добрым словом вспомнить свою первую практику на «NSLeader», ведь с грузовой системой этого типа он был уже знаком.

Впрочем, выяснилось, что все не так страшно. Даже если бы у молодого парня и не было такого шанса в свое время, без внимания и поддержки машинной команды он бы не остался. Это Владислав почувствовал сразу же, как попал на судно.

– Наш третий механик Игорь Иванович Задорожний по первому зову был готов протянуть руку помощи, – говорит Владислав. – Настоящий инженер – в его руках любая работа спорится. Второй механик Андрей Александрович Кихтенко не раз меня удивлял, я столько важного от него узнал, сколько на профессорских лекциях в университете не услышишь.

Стармех Михаил Владимирович Попов сразу взялся приучать вчерашнего курсанта Колесникова к порядку в «бумажной» работе: правильно оформлять заявки на расходный материал и ЗИП. А чтобы молодой офицер не расслаблялся, держал его в тонусе заковыристыми вопросами, подталкивал к изучению заведований третьего и второго механиков.

Свои задачки на засыпку подбрасывала и сама жизнь. В обширном заведовании моряка нашелся механизм с характером: масляный нагреватель перестал выдавать заданную температуру. Ситуацию исправит только чистка, только как это сделать? Судно «Калуга» работает в Средиземноморье, перевозит нефть из стран Северной Африки в южную Европу – Италию и Францию. Переходы короткие, грузовые операции нон-стоп, а для чистки понадобится не один день.

– Именно в этот момент наш фрахтователь направляет судно в Малайзию, – вспоминает Колесников. – Поскольку в Йемене в тот момент шли боевые действия и хозяйничали террористы, мы двинулись в обход Суэцкого канала, через Гибралтар и Мыс Доброй Надежды. Длинный переход вокруг Африки – вот что мне нужно было: разобрал свой нагреватель, почистил его как следует, он тут же исправился и стал выдавать требуемую температуру. С этого момента я полюбил длинные переходы. Есть время, чтобы починить и наладить все механизмы. Эта любовь, как выяснилось, отличает кадета от механика в должности.

Еще Владислав навсегда запомнил один из важнейших принципов работы судового инженера: глаза боятся, а руки делают. Так говорил Даниил Мальцев, четвертый механик на «Tavricheskiy Bridge», который был его наставником на второй практике. Для Мальцева тот контракт стал пятым в должности, поэтому «зеленому» кадету он казался бывалым первопроходцем в неизведанных джунглях. 

Бодро начался и крайний рейс на «Калуге». Не успел подняться на борт, как его уже зовут – дала течь гидравлическая труба, обеспечивающая швартовые механизмы.

– Вообще в этом рейсе палубная гидравлика частенько капризничала, – рассказывает четвертый механик. – Помню, на погрузке в Брунее гидравлический шланг на судовом грузоподъемном кране прохудился. Пришлось действовать быстро: подобрали с мотористом в качестве временной замены новый шланг, хоть и не родной, но по размеру, резьба та же. Главное, чтобы простоя не было.

Сейчас Владислав уже чувствует, что находится на своем месте. Следит за графиком ремонтных работ, изучает заведование старших товарищей, готовится к прохождению инспекций.

– Веттинги – это, пожалуй, одно из самых ответственных мероприятий, – говорит он. – К любой проверке вообще мы готовимся заранее, а в случае веттинга так и вовсе за месяц, чтобы нигде под движком даже намека на масляное пятно не было. Последний веттинг состоялся в Китае. Помню, инспектор прошелся по машине – никакой критики. Тогда он заставил меня надеть спасательный костюм, а сам секунды отсчитывает. Но и тут я в положенную минуту уложился. В общем, прошли без замечаний.

Владиславу Колесникову хватило нескольких рейсов, чтобы понять, что работа в море ответственная, трудная и серьезная. Но по его убеждению, плюсов в ней гораздо больше, чем минусов. Главный – достойная зарплата: такую на берегу вчерашнему выпускнику вуза никто не предложит. Еще один плюс профессии – возможность увидеть весь мир.

– Сейчас у меня за плечами всего четыре рейса, – отмечает Владислав. – Но я уже видел музей NASA в Хьюстоне, который для любого любителя техники словно Диснейленд, в Ульсане побывал в старинном буддийском храме, полы которого за сотни лет до блеска отполированы ногами паломников. Там так спокойно и тихо, будто достиг нирваны. В Италии посетил знаменитую Пизу и нашел там немало необычных ракурсов для фото. Эти впечатления – уже часть моей жизни, а сколько еще впереди!..

ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх