21.08.2019

Данные о стандартах безопасности судов вызывают беспокойство

На фоне жарких дебатов о цифровизации бизнес-процессов и неизбежно надвигающейся необходимости сокращать выбросы углерода с судов непростительно думать, что судоходная отрасль решила все свои застарелые проблемы. Самая главная из них – обеспечение безопасности судна и его экипажа – до сих пор не выполнена, чему имеется достаточно подтверждений. 

Статистические данные, собранные органами государственного портконтроля (PSC) в Европе и Азии, наглядно демонстрируют масштабы проблемы. Так, в Европе результаты  инспекций Парижского меморандума о взаимопонимании по контролю судов государством порта показывают, что основные стандарты безопасности повсеместно игнорируются. Судя по его годовому отчету, в котором собраны подробные результаты инспекций, проведенных государствами-членами в 2018 году, пожарная безопасность вновь стала самой проблемной категорией с самым большим количеством недостатков, обнаруженных на судах в европейских портах.

Концентрированная инспекционная кампания

Всего инспекторы государственного портконтрля выявили 5248 недостатков в области обеспечения пожарной безопасности, что составляет 13% от общего числа нарушений, обнаруженных инспекторами. Эта цифра практически не менялась в течение последних лет. Еще 3300 выявленных недостатков связаны со спасательными средствами, что составляет 8,17% от общего числа обнаруженных проблем.

Это означает, что 21% проинспектированных судов, то есть примерно каждое пятое, имели проблемы с оборудованием, специально предназначенным для обеспечения безопасности судна и экипажа. Глядя на такие цифры уже нельзя сказать, что недостатки – результат деятельности небольшого числа недобросовестных операторов, которые предпочли эксплуатировать свои суда с нарушением международных требований. Очевидно, что эта проблема пустила глубокие корни в отрасли. C целью исправления сложившейся ситуации, государства-члены Парижского меморандума совместно с членами Токийского меморандума уже этой осенью, с сентября по ноябрь, проведут масштабную проверку готовности аварийных систем на судах – концентрированную инспекционную кампанию или CIC. По сути, это означает, что проверки охватят порты почти половины мира – от Австралии, Новой Зеландии, Чили, Перу, Канады, Китая, Сингапура и России в Тихом океане до большинства европейских портов на западе.

В совместном заявлении секретаря Токийского меморандума Хидео Куботы (Hideo Kubota)  и генерального секретаря Парижского меморандума Люка Смалдерса (Luc Smulders) подчеркивалось, что недостатки аварийных систем и процедур на протяжении многих лет входят в пятерку самых распространенных категорий нарушений, выявляемых в ходе инспекций. «Совместная СIC по проверке готовности аварийных систем и процедур не только повысит осведомленность экипажа о вопросах безопасности, улучшит навыки моряков в использовании аварийных систем и процедур, что, безусловно, будет  способствовать предотвращению морских аварий», – говорится в их совместном заявлении. Таким образом, целью намеченной кампании будет не только проверка  наличия и рабочего состояния аварийного оборудования и систем, но и повышение информированности экипажа, судовладельцев и менеджеров об их функциях и обязанностях. 

Ожидается, что за время кампании инспекторы проведут не менее 10 тысяч проверок судов. Они будут проводиться по 10 пунктам, восемь из них относятся непосредственно к судну и его документации, а еще два коснуться знаний экипажа о том, как работать с аварийными системами. В случае обнаружения недостатков в отношении судна будут предприниматься те или иные меры, в зависимости от серьезности нарушений. Они могут варьироваться от приказа капитану устранить недостатки до определенного срока, если проблема незначительная, до задержания судна до устранения недостатков, если они серьезные и напрямую угрожают безопасности судна и экипажа. 

Репутационный ущерб

Названия задержанных судов будут опубликованы, что может повлиять на репутацию судна и его владельца или оператора, а также на конкурентоспособность последних, ведь потенциальные фрахтователи могут не захотеть иметь дело с теми, кто не соблюдает требования безопасности. За 10 дней до начала кампании у владельцев, операторов, менеджеров и фрахтователей есть время, чтобы проверить, соответствуют ли их суда действующим требованиям. Зачастую к безопасности судов и экипажей компании подходят формально, или говорят больше, чем делают. 

– Страны Парижского и Токийского меморандумов о взаимопонимании заслуживают похвалы за то, что они привлекают внимание отрасли к проблеме и способствуют положительным сдвигам в этой области. Все это, безусловно, необходимо для безопасности членов экипажей, – отмечают в Российском профсоюзе моряков (РПСМ). – Кроме того, по результатам CIC готовятся рейтинги государств флага. Такие списки составляются не просто так: в них учитываются данные многочисленных проверок, и чем ниже в нем расположен флаг, тем больше привлекает недобросовестных судовладельцев. При найме на работу морякам важно знать, под каким флагом судно работает, и есть ли на нем коллективный договор Международной федерации транспортников (МФТ).

Источник: Tradewindsnews

Перевод: ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх