16.08.2019

На флоте нет мелочей

Условия труда кадетов старше 21 года на борту судов требуют пристального внимания: нередко судовладелец оформляет далеко не юного моряка кадетом, которому приходится пахать по 16 часов за двух матросов, а получает он при этом, как стажер. Для сравнения, зарплата последнего в среднем составляет $200-400, матроса – не меньше $1000. О том, как решается проблема социального демпинга, связанного с оплатой труда кадетов, рассказал юрист Калининградской региональной организации Российского профсоюза моряков (КРО РПСМ) Петр Дзендзелюк: 

– Согласно политике Международной федерации транспортников (МФТ), случаи социального демпинга должны пресекаться. Практически во всех коллективных договорах МФТ есть пункт, где говорится, что труд любого моряка (кроме стажера) в возрасте 21 года и старше, работающего в машине или на палубе, должен оплачиваться исходя из ставки не меньшей, чем ставка матроса. Это тот самый щит, который предписывает судовладельцам оплачивать труд моряков согласно их квалификации. В колдоговоре речь идет о любой должности, в том числе – кадетах. При этом в некоторых компаниях в судовой роли пишут «deck trainee», что означает палубный стажер, а в других – «deck cadet», то есть палубный кадет. Вот тут и начинаются недопонимания, особенно когда у 40-летнего человека по 120 часов переработки в месяц и оклад стажерский. Такого работника никак нельзя назвать «trainee». В этом случае КРО РПСМ настаивает на полном расчете с моряком.

Однако бывает так, что взрослый человек, поработав на берегу, приходит к мысли, что нормально получать можно только в море. Он идет учиться, а дальше – стажировка на судне. При этом моряк действительно проходит практику: четыре часа наблюдает, четыре – работает, имеет два выходных и никаких овертаймов. 

– В подобной ситуации КРО РПСМ требует от компании доказательство, что взрослый кадет находится на борту с целью прохождения практики, – поясняет Петр Дзендзелюк. – Как правило, компании присылают соглашения по кадетам, естественно, одобренные профсоюзом, другие – полностью переделывают контракты, меняя должность. Например, так произошло со всеми судами под удобным флагом Болгарского пароходства. Именно КРО РПСМ совершила маленькую революцию на болгарском торговом флоте. 

Поиски справедливости в вопросах условий труда кадетов иногда уходят в дебри филологии и юриспруденции. 

– Недавно на официальный запрос судовладельцу нам ответили, что «стажер» – синоним слова «кадет», а в подтверждение менеджер прикрепила ссылку на «Википедию», посчитав, вероятно, что инспекторы КРО РПСМ придираются к мелочам, – рассказывает юрист. – Однако, как известно, дьявол – в деталях. Как бы то ни было в своей работе мы можем руководствоваться только юридическими источниками, такими как Сводная конвенция о труде в морском судоходстве (КТМС) и другими легитимными документами. На наше замечание судовладельцу, что «Википедия» к правовым источникам не относится, менеджер сказала, что кадетов вообще принимать больше не будут. 

Примечательно, что эта история произошла на судне солидного работодателя. И это далеко не единственный пример того, как демпингуют судовладельцы. 

На самом деле найм кадетов – весьма серьезная тема. Как показывает практика, если несправедливость в отношении этой категории плавсостава есть, то проблемы решаются. В одних судоходных компаниях приводят документы в порядок, в других – кадетов перестают нагружать работой, которую они не должны выполнять. Бывает и так, что руководство пересчитывает всю зарплату работника с начала контракта, а иногда даже переводит в матросы 2 класса. 

– Возможно, для судовладельца это мелочи, но для моряка – точно нет, – уверен Петр Дзендзелюк. 

↑ 

Наверх