08.08.2019

Почему «Кузьма Минин» сел на мель?

Британское бюро по расследованию морских происшествий (UK MAIB) опубликовало обзор инцидента с теплоходом «Кузьма Минин», севшим на мель вблизи порта Фалмут  18 декабря прошлого года. Согласно данным, теплоход на момент происшествия не был застрахован. Количество топлива на борту было небольшим, а смазочное масло вообще отсутствовало, что и послужило причиной якорной стоянки вблизи порта Фалмут – здесь капитан рассчитывал забункеровать судно.

Сообщается, что первоначально планировалось, что теплоход с этой целью проследует из Тернезена (Нидерланды), где он был задержан государственным портовым контролем в течение 71 дня, в Сеуту, испанский город в Северной Африке. Однако топлива для такого перехода не хватало, и пришлось обратиться к фалмутским поставщикам. В связи с уже существующей задолженностью Мурманского морского пароходства (ММП), топливо было доставлено на судно только после предварительной оплаты вечером 15 декабря. 16 декабря по такой же схеме капитан попытался организовать доставку смазочного масла, однако 17 числа оно так и не было доставлено. Капитан решил остаться на якоре на ночь, хотя предвещались очень крепкие ветра – до 8 баллов по шкале Бофорта.

К четырем часам утра следующего дня сила ветра достигла 52 узлов, и судно стало постепенно смещаться к северу вместе с якорем. Тогда капитан решил поднять якорь и уйти дальше в море. Боцман, выполняя поручение капитана, с трудом поднял якорь, однако выяснилось, что тот зацепился за цепь под водой. Избавиться от нее не получилось. Дальнейшее маневрирование, а также попытки зацепиться якорем тоже не принесли успеха, и судно село на мель.

Операция по снятию судна с грунта проводилась капитаном порта Фалмут c использованием местных ресурсов после начала прилива. «Помощь была своевременной и эффективной, однако отсутствие действующей страховки клуба взаимного страхования (P&I), а также отсутствие сотрудничества со стороны ММП, которые не предоставили помощи спасателя, было источником непредвиденных трудностей», – сообщается в расследовании. Отмечается, что помощь спасателя была бы необходима в случае, если бы первоначальная операция закончилась неудачей. Кроме того, отсутствие страховки на судне поставило под удар портовые власти Фалмута, возложив на них полную финансовую и правовую ответственность за происшествие, поскольку их страховка не покрывает устранения кораблекрушений, если они не представляют опасности для безопасности судоходства или порт не несет юридическую ответственность – в данном случае ни одно из этих условий не выполнялось.

Также сообщается, что на момент происшествия страховки на судне не было уже в течение трех месяцев. «Скорее всего, государственный портовый контроль не обнаружил этого в ходе инспекции, потому что страховой сертификат все еще был на борту», – сообщается в результатах расследования.

Мурманскому морскому пароходству сделана рекомендация принять необходимые шаги, чтобы убедиться, что все суда достаточно оснащены для безопасной работы в соответствии с международными конвенциями. Кроме того, пароходству сообщают о необходимости брать во внимание потенциальные последствия недостаточного обеспечения судов топливом и смазочным маслом и напоминают о нормативном требовании иметь на борту действующую страховку Клуба взаимного страхования (P&I).

Более подробно ознакомиться с результатами расследования можно здесь.

Напомним, что 19 марта судно «Кузьма Минин» было продано. До этого весь экипаж был репатриирован. Вырученные от продажи деньги пошли на выплату долгов судовладельца, в том числе и за операцию по снятию судна с мели.

В настоящий момент, судя по всему, ММП испытывает финансовые трудности: информационное агентство «ИА REGNUM» сообщило, что в июне этого года Российская Федеральная налоговая служба (ФНС) подала заявление в Арбитражный суд Мурманской области о признании компании банкротом, а информационное агентство «Интерфакс» отметило, что в связи с этим сотрудников компании с 1 октября переводят на неполный рабочий день. Многие суда пароходства задержаны в иностранных портах.

Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) рекомендует морякам внимательнее относиться к трудоустройству и узнавать информацию о работодателе прежде, чем пойти работать на судно. Для этого достаточно прийти в профсоюз, где можно получить все необходимые сведения.

По материалам gov.uk

↑ 

Наверх