28.06.2019

«Blumenthal» опасно играет с жизнями моряков и держит их в положении рабов

Капитан судна «Patria» (флаг Либерии, ИМО 9580053) уже полтора года не может получить многомесячную задолженность по заработной плате в размере $19 тысяч. После ряда попыток Калининградской региональной организации Российского профсоюза моряков (КРО РПСМ) помочь моряку его дело было передано международным адвокатам в Лондоне. Ответчик – небезызвестная компания «Johann M. K. Blumenthal GmbH & Co KG». Она прославилась тем, что держит моряков в положении рабов: они вынуждены платить по $1,5 тысячи на нужды фирмы, собирать дождевую воду или пить из танков, бесплатно выполнять сверхурочные задания и в целом работать за «спасибо». 

Неудивительно, что в апреле 2019 года Международная федерация транспортников (МФТ) развернула широкомасштабную кампанию для привлечения внимания к методам ведения бизнеса в «Blumenthal» и бесчеловечным условиям труда на борту судов. Главное, за что борется МФТ и ее членские профсоюзы, – подписание коллективного договора для всего флота немецкого судовладельца, где трудится более 700 работников, или уход судоходной компании с рынка. Акцию МФТ поддерживают морские профсоюзы по всему миру. Российский профсоюз моряков – не исключение: РПСМ осуждает нарушение компанией «Blumenthal» фундаментальных прав человека. 

Не хватает еды и моряков 

В феврале 2019 года представители Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ), посетили в порту Находка балкер «Anna-Elisabeth» (флаг Либерии, ИМО 9407471). Отсутствие на судне коллективного договора сказалось на уровне зарплат моряков. Так, рядовой состав довольствовался суммами в пределах $300-$585, что меньше ставки, установленной Паритетной комиссией Международной организации труда (МОТ), в размере $614. По итогам посещения балкера ДВРО РПСМ направила немецкому судовладельцу нотис с предложением провести переговоры по подписанию коллективного договора МФТ. Компания не отреагировала. 

Уже в следующем месяце члены экипажа обратились с жалобами к представителям МФТ в порту Кембла (Австралия) на условия труда, в том числе издевательства на борту. После посещения судна инспекторы выявили серьезные нарушения: моряки не сходили на берег с 23 января 2019 года и не имели в достаточном количестве снабжения.

Вот как описал увиденное координатор МФТ в Австралии Дин Саммерс: «Мясо и рыба переморожены, свежих запасов на судне крайне мало, этого явно не хватило бы для 17 моряков на пути следования в Сингапур». 

Также инспекторы с удивлением обнаружили, что в списке экипажа значилась должность «deck rider», что немедленно вызвало сомнения в уровне квалификации всей команды. После визита на балкер МФТ связалась с Австралийским управлением морской безопасности (AMSA), попросили  проверить квалификацию членов экипажа и подтвердить, что они в безопасности и могут выйти в море. 

В результате AMSA арестовала судно за нарушения Сводной конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС), обнаружив уже упоминавшийся недостаток еды и отсутствие увольнений на берег, а также – несоответствие числа моряков минимальному безопасному составу экипажа, проблемы с индивидуальными контрактами и частичную неисправность механизмов шлюпбалок.

«Blumenthal» присваивает капитанскую зарплату

Весной 2018 года в калининградский порт зашло судно «Patria» (флаг Либерии, ИМО 9580053). На борту работал интернациональный экипаж, состоящий из россиян, украинцев и филиппинцев. В ходе проверки местным инспекторатом МФТ, капитан убеждал, что на судне все хорошо – и с зарплатой, и с едой, и со всем остальным. Буквально через месяц этот же капитан стал бить в колокола: оказалось, что с января 2018 года он, старший механик и часть филиппинцев не получают заработную плату. 

В результате за филиппинцев договорился родной профсоюз – AMOSUP, за стармеха – КРО РПСМ, а с капитаном возникли проблемы. После безуспешных попыток решить вопрос мирным путем, профсоюз передал дело международным адвокатам в Лондоне. 

В «Blumenthal» решили биться за присвоение капитанской зарплаты до конца: сперва представители судовладельца дали адвокатам поддельное соглашение «Об отказе от требований», якобы подписанное моряком, затем предоставили ложную бумагу, что он получил $8 тысяч, а после выставили баснословные требования, мол, капитан погнул винт. 

15 марта 2019 года портовый контроль Греции задержал судно «Patria» по иску капитана и страховой компании «Skuld P&I». Судовладелец вместо того, чтобы погасить долг перед бывшим работником, внес залог за освобождение балкера.  

Дело капитана находится в Арбитражном суде Лондона. Расчет по зарплате до сих пор не произведен.

Либерия бездействует 

Балкер «Lita» (флаг Либерии, ИМО 9117416) – еще одно ужасное доказательством плохого обращения с членами экипажей на флоте немецкого судовладельца. 

– «Blumenthal» опасно играет с жизнями моряков на борту судна «Lita», вот почему морская отрасль должна осудить методы работы компании, – говорит морской координатор МФТ Жаклин Смит.

Для подобного призыва к индустрии у нее есть веское основание. В МФТ попала информация, что члены экипажа балкера вынуждены собирать дождевую воду в брезент, поскольку на судне закончилась питьевая вода, а новую партию не поставили. В это было бы невозможно поверить, но шокирующие сведения подтверждала фотография.

– Систематическое нарушение прав моряков является ужасной реальностью на многих судах, работающих под удобным флагом. Мы обеспокоены, но не удивлены отсутствием реакции со стороны либерийского регистра, – продолжает Смит.

– Это последняя капля, – отмечает руководитель кампании МФТ против «Blumenthal» Свен Хемме. – Либерийский флаг должен вмешаться, а президент компании Матиас Рейт (Matthias-K. Reith) – начать сотрудничать с МФТ, чтобы установить единый и достойный стандарт для моряков на своем флоте. 

– Очевидно, что компанию интересуют только издержки и прибыль, и это единственный способ на нее повлиять, – добавляет Дин Саммерс. – Очень симптоматично, что система удобных флагов позволяет судовладельцу безнаказанно эксплуатировать и нарушать трудовые права моряков по всему миру. За последние недели инспекторы МФТ в Европе выявили и другие случаи нехватки провизии на судах «Blumenthal». 

МФТ бросает вызов 

12 апреля 2019 года МФТ официально объявила о начале целенаправленной кампании против немецкой судоходной компании «Johann M. K. Blumenthal» в связи с игнорированием всех предложений федерации и членских профсоюзов признать право моряков на достойную занятость и подписать колдоговор. 

– МФТ бросает вызов одной из старейших судоходных компаний Германии, чтобы та модернизировала деловую практику в соответствии с требованиями, которые предъявляются к судовладельцам в 2019 году, – говорит Хемме. – Управление рисками и соблюдение принципов корпоративной ответственности имеют значение в современном мире. Добросовестные компании присоединяются к таким инициативам, как Глобальный договор ООН, который декларирует десять принципов в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией.  Все чаще мы видим, что ответственные фрахтователи играют активную роль в морской отрасли, выбирая для перевозки грузов суда с коллективным договором МФТ. Реальность такова, что нерегулируемые удобные флаги (FoC) – система, позволяющая злоупотреблять трудом моряков любой национальности. Это – огромный риск, на который ответственные фрахтователи не хотят идти. МФТ призывает «Blumenthal» начать работать над изменениями, чтобы сделать судоходный бизнес лучше и установить в компании прозрачный процесс соблюдения прав моряков. 

Помимо объявления о запланированной кампании МФТ также пригласила президента «Blumenthal» Матиаса Рейта (Matthias-K. Reith) к сотрудничеству с Глобальной федерацией профсоюзов для улучшения стандартов занятости моряков, задействованных на флоте под удобным флагом. 

В рамках акции 147 инспекторов МФТ будут проверять условия труда членов экипажей на судах немецкой компании во всех портах захода.  После задержания балкера «Anna-Elisabeth» защита прав моряков, работающих на блюментальских судах, – приоритетное направление работы для 56-ти инспекторатов федерации по всему миру. 

Моряки хотят разоблачения

После объявления о стартовавшей кампании бывшие работники «Blumenthal» и занятые  на судах моряки стали активно принимать в ней участие, описывая личный опыт. Все как один они рассказывают о случаях дискриминации по национальному признаку, принудительной неоплачиваемой сверхурочной работы, удержания заработной платы, отсутствия продовольствия и питьевой воды, об угрозах в случае обращения в профсоюз или МФТ. 

– Нас заставляют работать дольше обычного рабочего времени, при этом сверхурочные не оплачиваются, – сказал один из них. – Судовых механиков просят выполнять швартовые операции, но при несчастном случае  компенсации не выплачиваются. «Blumenthal» установила фиксированные зарплаты, поэтому даже если мы отработали больше и выполнили дополнительную работу, нам платят одну и ту же сумму ежемесячно.  Перед прибытием в порт страны с сильным профсоюзным движением или инспекторатом МФТ  нас вынуждают подписать отказ от членства в профсоюзе. В таких бумагах говорится, что «мы, члены экипажа определенного судна компании «Blumenthal», не хотим вступать в профсоюз». Нам угрожают, если об этом узнают в МФТ. Снабжение тоже никуда не годится. На судно присылают запас еды на месяц, и заставляют растягивать на два. Овощей в рационе мало, некоторые продукты выдаются только  офицерскому составу. Зарплата всегда задерживается, на борту не выдают аванс наличными. 

Другой моряк рассказал, что когда на судне заканчивается питьевая вода, то капитан предлагает пить воду из танков, «но она не годится даже для мытья».

Бывшие члены экипажей судов компании требуют разоблачить «Blumenthal», один из них сказал: «Таких работодателей нужно выводить на чистую воду. У них нет уважения к экипажу, который выполняет тяжелую работу и делает это под именем компании». 

МФТ уже призвала правительство Германии отреагировать на ситуацию, а морскую отрасль страны присоединиться к кампании.

РПСМ выражает солидарность

 – То, что мы видим, – прямое посягательство на фундаментальные права человека в море: права на оплату выполненной работы, права на полноценное питание и чистую питьевую воду, права на свободу объединений и вступление в профсоюз, – отмечает председатель РПСМ Юрий Сухоруков. – Мы призываем всех, кто занят в морском бизнесе, осудить жестокую эксплуатацию моряков на судах «Blumenthal» и отказаться от сотрудничества с ней, пока компания не примет за основу хотя бы минимальные международные стандарты занятости членов экипажей.  Мы также не рекомендуем трудоустраиваться на  суда компании. 

– Практика давно показала, что судовладельцы, которые препятствуют общению моряков с профсоюзами и проверкам судов со стороны МФТ, всегда что-то скрывают, – говорит координатор МФТ в России Сергей Фишов. – Не секрет, что таким образом недобросовестные компании пытаются утаить ненадлежащие условия труда на своих судах и плохое обращение с моряками. Но тем самым они еще больше привлекают внимание к своей работе и ситуации на борту. Немецкая компания «Blumenthal» как раз из их числа. Судовладелец, оперирующий флотом под удобным флагом, отказывается от переговоров с МФТ по заключению коллективного договора, а значит, лишает моряков достойной занятости, защиты и ряда преимуществ, которые гарантирует соглашение. МФТ будет продолжать свою кампанию до тех пор, пока судовладелец не заключит договор. Мы оповещаем всех фрахтователей, что «Blumenthal» оперирует флотом, где варварски используется труд людей, и условия занятости моряков не соответствуют требованиям МФТ. 

По данным «Equasis», флот «Johann M. K. Blumenthal GmbH & Co KG» насчитывает 30 судов: «Ida» (ИМО 9109536), «Olga» (9109548), «Lita» (ИМО 9117416), «Comet» (ИМО 9146106), «Palau» (ИМО 9261035), «Papua» (ИМО 9266906), «Pluto» (ИМО  9432531), «Clara»(ИМО 9304083), «Cristina B» (ИМО 9304162), «Tiger» (ИМО 9307841), «Pollux» (ИМО 9379648), «Anna-Maria» (ИМО 9407469), «Anna-Elisabeth» (ИМО 9407471), «Anna-Barbara» (ИМО 9407500), «Helga» (ИМО 9444912), «Edwin» (ИМО 9462471), «Emil» (ИМО  9462483), «Else» (ИМО 9462471), «Hannah» (ИМО 9464558), «Anna-Dorothea» (ИМО 9482213), «Anna-Meta» (ИМО 9514406), «Ina-Lote» (ИМО 9574030), «Irmgard» (ИМО 9590967), «Patria» (ИМО 9580053), «Jolanda» (ИМО 9724867), «Johanna» (ИМО 9730397), «Jutta» (ИМО 9730402), «Puma» (ИМО 9748265), «Panda» (ИМО 9748277) и «Pegasus» (ИМО 9755842). 

↑ 

Наверх