27.06.2019

Диана Киджи: «Я не представляю себя на другом месте»

Диана Киджи в свои 25 лет – уже второй помощник на атомном ледоколе «50 лет Победы», и останавливаться на достигнутом не собирается. Первая женщина-штурман на ледокольном флоте к выбранной профессии относится серьезно и ставит перед собой большие цели: «Я считаю, что начатое нужно доводить до конца, и пока в плавсоставе есть, куда расти – я буду работать и стремиться. Пока не стану капитаном – завершать карьеру в море и переходить на береговую службу не планирую. Это моя профессия, и какой бы сложной и тяжелой она не была, как бы скептически некоторые люди не относились к женщинам в ней – я не представляю себя на другом месте».

Красавец «Георг Отс»

Диана родилась и выросла в Петербурге. Моряков среди близких родственников девочки не было, а ее воспитанием занималась мама, сейчас – старший научный сотрудник Золотой кладовой Государственного Эрмитажа. Казалось бы, откуда взяться желанию пойти в море? Однако Диана с ранних лет знала, что в искусствоведение ее совсем не тянет: «Я помню, что в детстве мне хотелось стать хирургом. Еще сильно привлекали различные виды спорта: фехтование, боевые искусства; а в более осознанном возрасте поняла, что по качествам характера нужно идти в какую-то «погонную» структуру – думала об МВД. Решение выбрать морскую профессию пришло по счастливому стечению обстоятельств: когда я была в восьмом или девятом классе, случайные люди мне подсказали, что если я люблю море, мне следует поступать в Морскую академию имени адмирала С. О. Макарова, которая в 2008 году открыла набор девушек на все специальности. Изучив вопрос, я сразу поняла, что если поступлю сюда – то только на плавспециальность, и только на ту, которая в дальнейшем  предполагает командование и руководство судном. Так выбор пал на судоводительский факультет».

Любовь к морю тогда была, конечно, связана с воспоминаниями детства: оно казалось красивым, интересным, романтичным. Летом семья часто выбиралась на Финский залив, где мелькали корабли, идущие в порт Санкт-Петербург. Очень запомнилась первая близкая встреча с судном: «Мне тогда было лет пять, и мы с мамой ходили на выставку в «Ленэкспо». Когда я подошла к самому берегу, - подняла голову, увидела:  передо мной, прямо как на картинке, огромный красавец-паром с большими буквами «Георг Отс» на борту».

Море – это призвание

По мнению Дианы, у молодых курсантов судоводительского факультета Макаровки в первое время учебы настоящего понимания профессии не было – оно пришло позже, вместе с первыми рейсами: «Невозможно до конца понять эту всеобъемлющую специальность, сидя на берегу. Только оказавшись на борту, приступив к обязанностям, ощущаешь всю многогранность этой профессии». Мама решению дочери пойти в море не удивилась и сочла за лучшее не мешать: характер у девушки упрямый и целеустремленный, а трудиться в офисе она никогда не хотела – от профессии всегда ждала активной деятельности. Сейчас Диана считает, что ей безумно повезло поступить именно сюда – сделанный в 16 лет практически случайно выбор оказался решающим и позволил ей найти свое призвание. Это удается не всем: «Скажем, поступает на специальность 160 человек, из них выпускаются 80, работают 30, а до капитанов дорастают единицы, – отмечает Диана. – С женщинами в процентном соотношении то же самое, только и поступает их изначально меньше». 

Так, в один год с Дианой на судоводительский факультет пришли еще 5 девушек, только одна из которых продолжает работать в море. Многие курсанты еще после первых практик понимают, что не готовы к такому труду – тяжелому, многомесячному, без выходных, без возможности связаться с близкими – и либо оставляют университет, либо доучиваются просто, чтобы получить диплом о высшем образовании, но карьеру в отрасли строить не планируют.

Диану учеба захватила: все свободное время она читала книги по специальности, практически ни на что не отвлекаясь. Найти общий язык с сокурсниками удавалось не всегда: «Большинство не понимало меня и мою целеустремленность, а я не считала нужным ничего объяснять. Был один показательный случай: я пришла к заместителю начальника факультета и добилась разрешения носить фланку, форму одежды № 3 – традиционную одежду курсантов. Девушки в Макаровке носят кители; я же считала, что плох тот капитан, который никогда не был матросом и, пожалуй, немного романтизировала форму. Кроме того, моей целью было показать, что и в учебе, и на берегу женщин нет – есть только члены экипажа; я собираюсь работать наравне со всеми и ни в каких поблажках не нуждаюсь. Многие молодые люди моего поступка не поняли и нередко обсуждали его за моей спиной, не очень меня стесняясь». 

Однако близкие друзья во время учебы у девушки все же появились – так, например, Диана до сих пор часто общается с бывшей соседкой по кубрику в Стрельне Анастасией Перегудовой, которая сейчас работает третьим помощником на одном из танкеров «Совкомфлота», хотя расписание работы девушек не совпадает, и встретиться бывает непросто.

Первая женщина-штурман на ледоколе

К моменту выпуска из университета плавценз Дианы даже превышал необходимый минимум: она успела не только пройти практику на паруснике «Мир», но и дважды поработать в рядовом составе на борту танкеров-стотысячников «Совкомфлота». Однако перспективы были туманными: в целевую группу компании девушка не входила, и после выпуска место на судне ей не предоставили. Снова вмешался случай: в 2016 году, за месяц до ГОСов, Диану попросили помочь на Фестивале ледоколов в Санкт-Петербурге, где она познакомилась и разговорилась с капитаном ледокола «Иван Крузенштерн» Александром Ефимовым. Увидев интерес девушки, он показал ей судно и позвал к себе на работу – здесь как раз освобождалось место третьего помощника. Так Диана стала первой женщиной-штурманом на ледокольном флоте.

Вместе с этим она решила продолжать обучение в университете и поступила в аспирантуру: «С одной стороны, мне было грустно расставаться с вузом, с другой – я понимала, что все равно буду самостоятельно учиться, читать книги, статьи. И решила делать это официально – в аспирантуре. Совмещать с работой, конечно, не всегда просто, но я нахожу возможности либо сдать необходимые рефераты и статьи заранее, либо написать их на борту между вахтами».

Выбранная тема связана с мореходной астрономией: в век автоматизации и спутниковых систем навигации в случае отказа техники у моряков всегда должен быть запасной альтернативный метод, – считает она. Есть шанс на внедрение результатов ее разработок – девушка активно общается с представителями Государственного научно-исследовательского навигационно-гидрографического института (АО «ГНИНГИ») и производителями электронных карт.

«Атомный ледокол – это вызов, большая честь и большая ответственность»

Учеба в аспирантуре отчасти поспособствовала тому, что в 2018 году Диана пришла работать в «Атомфлот» – на атомный ледокол «50 лет Победы». Научная деятельность постоянно толкает девушку на то, чтобы участвовать в различных проектах и работах на берегу. Так и получилось, что победив в конкурсе Арктического молодежного центра компетенций, она в качестве приза получила возможность пройти стажировку в Крыловском государственном научном центре, а после нее стала участвовать в их научно-исследовательских работах: по заказу крупных предприятий вместе с другими специалистами составляла и проводила на навигационных тренажерах центра программы навигационного моделирования.  И вот на одном из совещаний, где Диана рассказывала о том, что, по ее мнению, можно сделать для проекта на Обской губе, она познакомилась с капитаном-наставником «Атомфлота», который предложил ей работу в компании, да к тому же с повышением до второго помощника капитана. Это вообще редкость – обычно моряков на атомные ледоколы берут либо в той же должности, либо с понижением из-за специфики работы, с которой сначала нужно освоиться. Диане нравилось на «Иване Крузенштерне», но на предложение она согласилась: «Для меня работа на атомном ледоколе на тот момент была своеобразным вызовом себе: трудоустройство в незнакомом городе, работа в высоких широтах, атомная специфика. Прекрасная возможность учебы и профессионального роста. Вообще ледокольная работа привлекает тем, что постоянно заставляет думать: работа во льдах имеет свою специфику, отличную от навигации судна по чистой воде. Необходимо постоянно оценивать окружающую обстановку, заранее просчитывать маневр, отвечать за себя и за проводимое судно. Круг задач судоводителя вообще широк и многогранен, от непосредственно навигационных задач и решения юридических вопросов, связанных с деятельностью судна, и  до навыков оказания первой медицинской помощи, или, скажем, борьбы с пожаром».

Работа в море – это работа с людьми

В первую очередь в море девушке помогает сильный характер и лидерские качества: без них, конечно, такое быстрое продвижение по службе – да еще в «Атомфлоте», где многие дорастают до старпомов только к 35-40 годам, а до капитанов и того позже – было бы невозможно. Она стремится быть действительно хорошим руководителем: правильно организовывать работу, прислушиваться к коллегам. Иногда это бывает не так просто.

– Работа с людьми, - одна из самых сложных и важных составляющих этой профессии, – считает Диана. – Нужно уметь находить общий язык с коллегами, с которыми ты далеко не всегда совпадаешь по характеру, увлечениям и мировоззрению; взаимодействовать между собой, по многу месяцев находясь в замкнутом коллективе; иногда – идти на компромиссы. Трудясь в этой сфере, казалось бы, достаточно суровой, очень важно быть терпимым. Не всегда это получается: с одной стороны, всегда есть, что обсудить с коллегами, - по работе или каким-либо личным интересам, увлечениям, хобби, -  но, с другой стороны, я придерживаюсь жесткой и категорической позиции по некоторым вопросам: в частности, отказываюсь обсуждать на рабочем месте политические и религиозные темы и в рамках своих возможностей призываю к этому коллег. В первую очередь потому, что это чаще всего острые и  конфликтоопасные вопросы, которые идут в ущерб работе: на вахте важнее не доказать кому-то что-то по своему личному мировоззрению, а позаботиться о безопасности судна и экипажа. То же касается и обсуждения женщин и неуместных шуток. Отказ от этой темы – единственное требование, которое я как девушка выдвигаю на мостике. В то же время, со своей стороны я всегда готова выслушать конструктивную критику, принять ее к сведению и по возможности что-либо исправить.

Помимо работы и учебы, Диана много времени уделяет своим увлечениям: в свободное время занимается верховой ездой, водит мотоцикл, а иногда может прокатиться на квадроцикле или взять билет на легкомоторный самолет и пролететь над Петербургом. Любит выбираться на природу – в длинных рейсах на ледоколе чистой воды и зелени очень не хватает. И большое количество времени посвящает книгам, в первую очередь – биографическим. Сейчас изучает биографию и политику Николая I, но с детства ее любимый герой – Наполеон: «Он в каком-то смысле служит для меня примером того, что хорошо зная свое дело, упорно и трудолюбиво работая, можно достичь очень многого», – рассказывает Диана.

Главное – знать свое дело

Этого принципа она придерживается и в своей профессии: основная составляющая успеха при работе в море, по ее мнению – это крепкое знание специальности, умение руководить, организовывать работу и самому грамотно выполнять свои обязанности, вне зависимости от того, женщина ты или мужчина. «Сегодня я не вижу существенных препятствий для девушек в профессии, – говорит Диана. – В принципе, если они действительно хотят строить карьеру в море и готовы к ней – все дороги для этого открыты: у них есть возможность получить образование и устроиться на суда. Мой пример – живое тому доказательство: я работаю на ледоколах, хотя до меня никто из девушек этого не делал. Если даже раньше, в 20 веке, женщины – например, всем известная капитан Щетинина или ныне здравствующая Людмила Тибряева – могли достигнуть больших высот в профессии, то сегодня это сделать несравнимо легче».

Скептические обсуждения женщин на борту, периодически возникающие в соцсетях, Диана старается не замечать и своими знаниями и профессионализмом доказывает окружающим, что она способна справиться с любыми задачами: «Конечно, иногда обо мне что-то говорят, обсуждают и хорошее, и плохое. Я и как девушка в этой специальности, и как вообще будущий руководитель, естественно, привлекаю к себе повышенное внимание. Это нормально. Чтобы менталитет и отношение изменилось, должно пройти несколько поколений женщин, чья работа будет успешной и благополучной. Так было и с вождением автомобиля – сначала девушка за рулем была нонсенсом, потом над ними посмеивались, а сейчас этим уже никого не удивить. Женщина на судне должна быть, в первую очередь, профессионалом, специалистом. К сожалению, иногда девушки сами провоцируют отношение к себе как к женщине, допускают какие-то ошибки в поведении или рассчитывают на какие-то поблажки. К нам в судоходстве еще приглядываются, и любой неверный шаг, к несчастью, воспринимается сильнее, чем какой-то позитивный пример хорошей работы – поэтому всегда нужно вести себя очень осторожно. Уважения к себе можно добиться, только если ты знаешь и любишь свое дело». 

Нужно повышать престиж морских профессий

Работа в море – это призвание, и специально привлекать девушек в профессию не нужно, – считает Диана: «У меня четкая позиция на этот счет. Я могу сравнить работу в море со службой в театре. Если человек приходит к мэтрам и задает вопрос: «Слушайте, а не стать ли мне актером?», ему ответят – если вы можете жить без сцены, то лучше не играйте. То же самое и здесь. Человек, который приходит целенаправленно, точно достигнет большего успеха. Однако важно повышать престиж морских профессий в целом. Было время, когда эта сфера переживала серьезный кризис – конкурса в вузе практически не было. Сейчас возникла другая проблема – в стране очень мало судовладельцев, которые могут предложить морякам хорошие зарплаты, поэтому выпускники чаще всего стремятся перейти под удобный флаг и работать в иностранных компаниях. Нужно возвращать ту планку, которая когда-то была, но сейчас утеряна: Россия нуждается в своем флоте и в моряках, и привлекать их нужно –  как мужчин, так и женщин – престижностью образования и хорошими условиями труда».

↑ 

Наверх