26.06.2019

Международная конференция по КТМС: многое еще предстоит сделать

Гарантировать законодательно и на практике право на коллективные переговоры об условиях оплаты труда, обеспечив его быстрым и эффективным механизмом разрешения трудового спора и правом на забастовку, – с таким призывом к правительствам и работодателям обратились участники Международной конференции «Требования Конвенции о труде в морском судоходстве как важнейшая основа для защиты социально-трудовых прав моряков», сегодня завершившей свою работу в Москве. Помимо этого обсуждался широкий круг тем: обеспечение выполнения КТМС государствами порта и государствами флага; необходимость улучшения знаний моряков о КТМС и методы достижения этого; значение поправок, внесенных в КТМС, борьба с домогательствами и издевательствами.

Виктор Хьюго Рико, старший специалист Бюро Международной организации труда по деятельности трудящихся (АКТРАВ), в своем выступлении подробно остановился на Конвенции № 190 об искоренении насилия и домогательств в сфере труда, недавно принятой МОТ: «Этот документ имеет огромное значение и для моряков. Он, в отличие от Руководства по искоренению домогательств, издевательств и притеснений на борту судна, ссылка на которое включена в Сводную Конвенцию, является обязательным к исполнению и распространяется на всех людей, а не только членов экипажей. Очень важно, чтобы профсоюзы делали все возможное для ратификации этого документа».

Беатрис Вакотто, глава морского отдела департамента международных трудовых стандартов МОТ, добавила: «Проблема действительно существует: от дискриминации и притеснений страдают как женщины, так и мужчины. Мы считаем этот вопрос крайне важным, ведь если даже один человек может пострадать – мы должны принять меры против этого».

Томас Абрахамссон, старший советник Генерального секретаря Международной федерации транспортных рабочих (МФТ) в своей речи рассказал, как важно держать моряков в курсе об изменениях в КТМС. Кроме того, он отметил: «Сводная конвенция содержит только минимальные требования в отношении условий труда моряков. Это не причина менять существующее в стране национальное законодательство в худшую сторону, что не единожды хотели сделать даже в развитых европейских странах».

Кроме того, на конференции выступила Ольга Лазовская, президент российского подразделения Международной ассоциации женщин в судоходстве и торговле (WISTA Russia) которая заявила, что образ морской отрасли необходимо менять: «Сегодня ситуация такова, что мало какая женщина вообще решится стать моряком: работу найти сложнее, практику – тоже, дискриминация, притеснения на борту. Нужно менять менталитет людей, и начинать еще на этапе обучения».

Илона Денисенко, член совета директоров Международной ассоциации морской медицины (IMHA) рассказала о трудностях, существующих в области морской медицины, и остановилась на бортовых аптечках: «Проблемы есть не только в России, где действует запрет на некоторые включенные в аптечку лекарства.  Третье издание Международного руководства по судовой медицине, выпущенное Всемирной организацией здравоохранения, далеко от идеала. Сейчас идет работа над четвертым изданием, которое, как мы надеемся, будет современным, удобным и которое будет применимо во всех странах».

Главным событием дня стало принятие Рекомендаций Международной конференции, содержащих призывы к правительству и работодателям о необходимости изменений, отвечающих на вызовы будущему сферы труда в морском судоходстве. Поднятые в документе вопросы касаются обеспечения свободы объединений, развития законодательства и нормативного регулирования, укрепления системы обеспечения соблюдения требований в сфере труда в морском судоходстве. Кроме того, участники Конференции считают необходимыми специальные меры по информированию моряков о КТМС; создание общедоступных баз  с информацией о свидетельствах судов, финансовых гарантиях репатриации и выплаты компенсаций в случае смерти или потери трудоспособности; искоренению насилия и домогательств и меры по достижению гендерного равенства.

Среди прочего в документе отмечается необходимость приведения национального законодательства в соответствие с основополагающими международными нормами и необходимость прилагать усилия для реализации в нем поправок к КТМС.

В завершение конференции Юрий Сухоруков, председатель Российского профессионального союза моряков отметил: «Прежде всего я хочу поблагодарить вас за огромную работу. За два дня мы обсудили широкий круг вопросов и проблем, увидели, как много мы уже сделали и сколько нам еще предстоит. РПСМ эту работу не бросает – мы в ежедневном режиме пытаемся найти решение для существующих трудностей, хотя, конечно, не всегда это получается легко и быстро. Однако я уверен, что наш упорный труд принесет плоды и результаты не заставят себя долго ждать».

↑ 

Наверх