25.06.2019

Требования Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве обсуждают в Москве

Сегодня, 25 июня, в Москве начала работу международная конференция «Требования Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве как важнейшая основа для защиты социально-трудовых прав моряков».  В течение двух дней представители Международной органиазации труда (МОТ), Международной федерации транспортных рабочих (МФТ), Российского профессионального союза моряков (РПСМ), а также  российской части Международной ассоциации женщин в судоходстве и торговле (WISTA Russia), других крупных морских организаций обсудят значение Сводной конвенции для морской отрасли, ее способность гарантировать достойные условия труда для моряков и проблемы, связанные с реализацией ее требований. Организаторами конференции выступили МОТ, МФТ и РПСМ.

Юрий Сухоруков, председатель РПСМ, в своем вступительном слове подчеркнул значимость КТМС для моряков во всем мире: «Этот документ практически заменил собой все ранее существовавшие морские конвенции и рекомендации, которые были приняты Международной организацией труда с начала ее существования. Он представляет собой всеобъемлющий сборник прав и обязанностей по трудовым и социальным вопросам для всего морского сектора, а по своей значимости стоит рядом с такими документами, как Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) и Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL). Основной его целью было и является улучшение условий труда моряков. РПСМ с самого начала понимал ее значимость, принимал активное участие в судьбе Конвенции в России и предпринимал все усилия для ратификации».

Участников конференции приветствовали Хелена Андре, директор Бюро МОТ по деятельности трудящихся (АКТРАВ), Стивен Коттон, генеральный секретарь Международной федерации транспортных рабочих, Борис Кравченко, президент Конфедерации труда России (КТР).

В ходе первой панельной дискуссии «Будущее сферы труда в морском судоходстве: роль МОТ и профсоюзов».  Мария Хелена подробно остановилась на последней декларации организации и принятой буквально на днях Конвенции об искоренении насилия и домогательств в сфере труда – документа, имеющего большое значение и для морской отрасли, где подобные проблемы нередки. Кроме того, она остановилась на вопросе гендерного равенства: «В России все еще существует ряд профессий, запрещенных для женщин. И, конечно, профсоюзы должны заниматься этим вопросом».

Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений, в своей речи отметил, что первоочередной причиной подобного запрета была забота о здоровье женщин и будущего поколения, а не желание ограничить право девушек на труд. Поэтому необходимо создавать на работе безопасные условия. Также Александр рассказал, что на 2000 год более 51 процента работников, трудящихся в сложных условиях труда, составляли женщины.

Стив Коттон в своей речи заметил, что МФТ считает очень важным продвигать права женщин и молодежи: по существующей статистике 77% работников до 35 лет заняты в неформальном секторе экономики и их права практически не защищены. Также генеральный секретарь МФТ коснулся темы автоматизации. По его мнению, членов экипажей вряд ли в ближайшем будущем заменят технологии: «Моряки сейчас дешевле для отрасли, хорошо это или плохо. Их легче контролировать, и они прямо в рейсе могут ремонтировать и поддерживать судно в надлежащем состоянии. Во внутренних водах, возможно, в скором времени и появятся полностью автономные суда, но не в международных – здесь для этого слишком много препятствий».


На панельной дискуссии «Свобода объединения и ведение коллективных переговоров в регионе и в морском судоходстве» специалист по деятельности трудящихся Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии Гоча Александрия выделил несколько актуальных проблем в странах региона, среди которых: ограничение полномасштабного сотрудничества с международными организациями, которым присваивается статус иностранных агентов; ограничение прав на забастовку широкого круга трудящихся, отсутствие эффективного досудебного механизма реагирования на факты дискриминации по профсоюзному признаку, притеснение свободы профсоюзов и преследование профсоюзных лидеров. Александрия добавил, что различные профсоюзы, в том числе КТР, подавали жалобы по этим вопросам в Комитет по свободе объединения МОТ.

В ходе панельной дискуссии «Общая оценка реализации требований КТМС государствами региона» Сергей Фишов, координатор МФТ в России, рассказал о работе инспектората МФТ за последний год, благодаря которой  удалось отстоять почти 38 миллионов долларов заработных плат моряков по всему миру, в чем особенно отличилась Россия, занявшая первое место среди всех стран. Беатрис Вакотто, глава морского отдела департамента международных трудовых стандартов МОТ не только рассказала об имплементации КТМС в национальное законодательство разных стран, но и призвала РПСМ и другие морские профсоюзы делиться существующими проблемами применения Сводной Конвенции на практике.

На пленарном заседании «Обсуждение практик реализации КТМС в регионах. Влияние на них профсоюзов через проведение инспекций условий труда и жизни моряков» Николай Суханов, председатель Дальневосточной региональной организации РПСМ, и Сергей Фишов отметили, что в своей работе представителям профсоюза часто приходится сталкиваться с невыполнением страховыми компаниями их финансовых обязательств перед моряками, а также сложностями при получении допуска в порт – инспекторам приходится до трех месяцев ждать подобного разрешения. Кроме того, С. Фишов рассказал, что портовые власти и представители государственного портового контроля хоть и оказывают определенную поддержку, но в первую очередь обращают внимание на технические вопросы; проверки по выплате зарплат в большинстве случаев проходят очень формально: если моряки не пожаловались – значит проблем на борту нет.

Завтра конференция продолжит свою работу. На повестке дня такие темы, как «Обеспечение выполнения КТМС государствами порта и государствами флага», «Обзор и оценка поправок, внесенных в КТМС. Борьба с домогательствами и издевательствами», «Как улучшить знания моряков о КТМС 2006» и «Выводы и рекомендации в отношении соблюдения и обеспечения выполнения КТМС государствами регионов и формирование предложений о ратификации КТМС в регионах». В ходе последней дискуссии присутствующие обсудят и примут итоговый документ конференции, содержащий рекомендации в отношении КТМС.

↑ 

Наверх