РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Расходы на содержание экипажей увеличиваются второй год
подряд, однако темпы этого роста остаются незначительными и отстают от ценовой
инфляции, – сообщает международная консалтинговая компания в области
судоходства «Drewry» в своем ежегодном обзоре «Manning Annual Review». Специалисты
считают, что в ближайшие пять лет эта тенденция сохранится и ожидать серьезного
увеличения в уровне оплаты труда членов экипажей не стоит. Между тем дефицит
комсостава сократился, спрос и предложение в этом сегменте рынка морского труда почти уравнялись, а к 2024
году «Drewry» прогнозирует даже небольшой профицит офицерских кадров.
По оценкам компании, общие расходы на содержание экипажей в
2019 году выросли на 1%, что значительно ниже среднего уровня ценовой инфляции,
причем заработная плата рядового и офицерского состава увеличилась примерно
одинаково. В 2017 году наблюдалась аналогичная ситуация: угнетенное состояние
большинства рынков грузовых морских перевозок привело к тому, что повышение
заработной платы было трудно осуществимым.
Старший аналитик «Drewry» Ретт Харрис так прокомментировал данные
обзора: «Если где-то и наблюдался более-менее заметный рост уровня оплаты
труда, то только в бурно развивающемся секторе СПГ-перевозок, во всех остальных
совокупные затраты на экипажи практически не изменились. Также мы заметили, что
есть должности, спрос на которые значительно превышает предложение: в частности,
наблюдается нехватка опытных старших офицеров, особенно вторых механиков».
Тот факт, что дефицит комсостава уменьшается, связан с тем,
что рост мирового торгового флота идет не так быстро, как предполагалось, –
считает Мартин Диксон, директор и глава отдела исследований «Drewry».
Вместе с тем представители «Drewry» утверждают, что несмотря на
постепенное выравнивание спроса и предложения, положение на морском рынке труда
весьма шаткое: «Этот баланс очень легко нарушить, если зарплаты членов экипажа
не будут конкурентоспособными в сравнении с зарплатами береговых работников, –
отметил Ретт Харрис. – Следует учитывать, что между трудом в море и на берегу
существуют огромные социальные различия, а современные молодые люди намного
меньше готовы жертвовать чем-то и идти на компромиссы ради своей профессии, чем
предыдущие поколения».
– К сожалению, слабый рост зарплат моряков свидетельствует о
том, что судоходная отрасль все еще находится в кризисе, – отмечают в
Российском профессиональном союзе моряков (РПСМ). – Несмотря на это, профсоюзы
всегда борются за увеличение уровня оплаты труда членов экипажей: например, в
феврале этого года Финский профсоюз моряков (FSU) собирался провести забастовку
на судах ледокольной компании «Arctia», если в условиях коллективного договора
не будет прописан ежегодный рост зарплат моряков на 2,5%. В нашей стране
подобные меры практически неприменимы, однако мы все равно делаем все
возможное, чтобы убедить судовладельцев в необходимости повышения выплат.
По материалам safety4sea
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх