10.06.2019

Нельзя списываться с судна с долгом по зарплате

На протяжении многих лет невыплата заработной платы остается проблемой № 1 на торговом флоте. Когда на судне нет коллективного договора Международной федерации транспортников (МФТ), решить ее практически невозможно. Однако в практике есть случаи, когда даже в такой ситуации моряки получают все до последней копейки. Один из них – история членов экипажа судна «Qaaswa». Моряки сидели на борту больше года, но вернулись домой с деньгами. Здесь сработало главное правило: они держались вместе и до конца.

Члены экипажа т/х «Qaaswa»  (флаг ОАЭ) застряли у побережья Туниса в порту Сфакс 13 месяцев назад. Тогда судовладелец – компания «Alco Shipping Services» –  бросил моряков без зарплат, продовольствия, питьевой воды и топлива.  В дело вмешался инспектор МФТ, координатор проекта МФТ «Арабский мир» Мохамед Аррачеди. Федерация отмечала, что история моряков  т/х «Qaaswa» – один из самых печально известных случаев оставления экипажа и судна за последние годы, который встречался в практике. МФТ, Тунисский профсоюз моряков и власти ОАЭ вели активную работу, чтобы помочь морякам получить деньги и организовать их репатриацию домой, также все это время федерация поставляла экипажу продовольствие и воду. 

Лишь 31 мая 2019 года команда из Индии, Бангладеш, Пакистана и Мьянмы вылетела по домам, каждый из моряков получил зарплату. Общая сумма выплат составила  $130 952. Это деньги за восемь месяцев, которые они отработали на судне по контрактам. 

– Мы рады, что члены экипажа  «Qaaswa», которые в какой-то момент голодали, справились с тяжелой ситуацией, нашли в себе силы остаться на борту и в итоге благополучно отправились в свои страны, – сказал Стив Троусдейл, координатор инспекции МФТ.

 – Ни один моряк не должен пережить подобный опыт, – отметил Аррачеди. – Мы обещаем сохранять бдительность и быть готовыми к таким вызовам. Оставление моряков – бич морской индустрии. Участникам отрасли необходимо объединиться, чтобы пресечь это явления на корню.

Отметим, что после того, как две арабские компании «Alco Shipping Services» и «Shah Al Arab Marine Agency» бросили экипажи восьми судов в общей сложности на 22 месяца, правительство Индии внесло их в черный список. 

– Мы рады вернуться домой спустя 13 месяцев,– сказал один из членов экипажа т/х «Qaaswa» перед вылетом. – Спасибо МФТ, особенно – Мохамеду Аррачеди за помощь. Мы, как и положено, приедем к семьям с зарплатами. 

Российский профсоюз моряков (РПСМ) отмечает, что избежать проблем с выплатой заработной платы, репатриацией или поставкой продовольствия можно еще до отправления в рейс. Так, перед посадкой на судно следует удостовериться, что выбранная судоходная компания находится на хорошем счету и не имеет проблем с выплатой зарплаты и компенсаций, а также не отказывается от репатриаций. Кроме того, необходимо убедиться, что на судне есть коллективный договор, который является гарантом надежности компании даже в случае возникновения проблем или разногласий. Чтобы получить информацию подобного рода достаточно вступить профсоюз и тем самым обезопасить себя от конфликтов.   

Если же на судне нет коллективного договора, и начались проблемы с выплатой денег, в первую очередь моряки должны сплотиться, действовать единым фронтом и оставаться на борту до конца, то есть до погашения долга. Практика показывает, что при списании с гарантийными письмами получить деньги практически невозможно. История «Qaaswa» – редкое исключение из общего правила. 

↑ 

Наверх