РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
На протяжении многих лет невыплата заработной платы остается проблемой № 1 на торговом флоте. Когда на судне нет коллективного договора Международной федерации транспортников (МФТ), решить ее практически невозможно. Однако в практике есть случаи, когда даже в такой ситуации моряки получают все до последней копейки. Один из них – история членов экипажа судна «Qaaswa». Моряки сидели на борту больше года, но вернулись домой с деньгами. Здесь сработало главное правило: они держались вместе и до конца.
Члены экипажа т/х «Qaaswa» (флаг ОАЭ) застряли у побережья Туниса в порту Сфакс 13 месяцев назад. Тогда судовладелец – компания «Alco Shipping Services» – бросил моряков без зарплат, продовольствия, питьевой воды и топлива. В дело вмешался инспектор МФТ, координатор проекта МФТ «Арабский мир» Мохамед Аррачеди. Федерация отмечала, что история моряков т/х «Qaaswa» – один из самых печально известных случаев оставления экипажа и судна за последние годы, который встречался в практике. МФТ, Тунисский профсоюз моряков и власти ОАЭ вели активную работу, чтобы помочь морякам получить деньги и организовать их репатриацию домой, также все это время федерация поставляла экипажу продовольствие и воду.
Лишь 31 мая 2019 года команда из Индии, Бангладеш, Пакистана и Мьянмы вылетела по домам, каждый из моряков получил зарплату. Общая сумма выплат составила $130 952. Это деньги за восемь месяцев, которые они отработали на судне по контрактам.
– Мы рады, что члены экипажа «Qaaswa», которые в какой-то момент голодали, справились с тяжелой ситуацией, нашли в себе силы остаться на борту и в итоге благополучно отправились в свои страны, – сказал Стив Троусдейл, координатор инспекции МФТ.
– Ни один моряк не должен пережить подобный опыт, – отметил Аррачеди. – Мы обещаем сохранять бдительность и быть готовыми к таким вызовам. Оставление моряков – бич морской индустрии. Участникам отрасли необходимо объединиться, чтобы пресечь это явления на корню.
Отметим, что после того, как две арабские компании «Alco Shipping Services» и «Shah Al Arab Marine Agency» бросили экипажи восьми судов в общей сложности на 22 месяца, правительство Индии внесло их в черный список.
– Мы рады вернуться домой спустя 13 месяцев,– сказал один из членов экипажа т/х «Qaaswa» перед вылетом. – Спасибо МФТ, особенно – Мохамеду Аррачеди за помощь. Мы, как и положено, приедем к семьям с зарплатами.
Российский профсоюз моряков (РПСМ) отмечает, что избежать проблем с выплатой заработной платы, репатриацией или поставкой продовольствия можно еще до отправления в рейс. Так, перед посадкой на судно следует удостовериться, что выбранная судоходная компания находится на хорошем счету и не имеет проблем с выплатой зарплаты и компенсаций, а также не отказывается от репатриаций. Кроме того, необходимо убедиться, что на судне есть коллективный договор, который является гарантом надежности компании даже в случае возникновения проблем или разногласий. Чтобы получить информацию подобного рода достаточно вступить профсоюз и тем самым обезопасить себя от конфликтов.
Если же на судне нет коллективного договора, и начались проблемы с выплатой денег, в первую очередь моряки должны сплотиться, действовать единым фронтом и оставаться на борту до конца, то есть до погашения долга. Практика показывает, что при списании с гарантийными письмами получить деньги практически невозможно. История «Qaaswa» – редкое исключение из общего правила.
Наверх