06.06.2019

КТМ РФ – 20 лет

Кодексу торгового мореплавания РФ (КТМ) исполнилось 20 лет. За прошедшее время в нормативно-правовой акт не раз вносились изменения, поправки, дополнения, однако даже сегодня, несмотря на бесспорную актуальность, он требует  усовершенствования. 

КТМ РФ – кодифицированный документ, являющийся основным правовым инструментом, регулирующим отношения торгового мореплавания на территории нашей страны. Он состоит из 27-ти глав, в общей сложности это 430 статей. Его правила распространяются на морские суда во время плавания по морским и внутренним водным путям России, суда внутреннего плавания, а также смешанного типа «река-море». В отдельных случаях, установленных в КТМ, они распространяются даже на военные корабли. 

Понимая важность и значимость этого документа не только для целей торгового мореплавания, но и для социально-трудовых прав моряков, РПСМ при его подготовке стремился максимально учесть в нем соответствующие нормы, направленные на защиту этих прав. С этой целью профсоюз участвовал в подготовке Кодекса как на стадии работы над ним в Минтрансе России, так и непосредственно в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В частности, РПСМ стоило немало усилий, чтобы включить своего представителя в качестве эксперта в состав Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике парламента страны, который был ответственным в нем за прохождение и принятие КТМ РФ в качестве федерального закона.

Именно это обстоятельство позволило внести в КТМ РФ некоторые актуальные для той поры и в настоящее время нормы, направленные на защиту социально-трудовых прав и интересов российских моряков.

Так, с учетом характерных для 90-х гг. нарушений трудовых прав членов экипажей на российских в части выплаты заработной плате в ст. 60 КТМ РФ появилась норма об обязанности судовладельцев страховать зарплату  и другие причитающиеся членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию. Несмотря на то, что эта норма, будучи декларативной, долгое время не работала, признание международного морского сообщества она получила много позднее в виде поправок к Сводной конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС). Изменения обязали судовладельцев страховать финансовую ответственность перед членами экипажей. 

С целью защиты национального морского рынка труда, максимального сохранения рабочих мест на судах под флагом РФ, которые стремительно сокращались в конце прошлого столетия вследствие массового перевода российскими судовладельцами судов в иностранную юрисдикцию, по настоянию РПСМ в ст. 19 КТМ РФ была включена норма о принятии компетентным органом исполнительной власти в области морского транспорта соответствующего решения на такой перевод с учетом мнение профсоюза, представляющего интересы моряков.              

Работа над усовершенствованием действующего КТМ РФ является предметом постоянного внимания РПСМ,  чтобы максимально защитить трудовые прав моряков.

С этой целью, в частности, по предложению РПСМ из ст. 57 ТК РФ исключили упоминание, что трудовые отношения членов экипажей российских судов регулируются, в том числе и Уставом о дисциплине. Этот документ неизбежно задумывался как средство нарушения трудовых прав моряков и предполагал возможность применения и использования в отношении них принудительного труда, что недопустимо.

Много внимания и усилий РПСМ потратил при принятии пакета законов, регламентирующих создание и функционирование в сфере торгового мореплавания Российского международного реестра судов (РМРС), которые вошли составной частью в КТМ РФ. Так, РПСМ удалось добиться того, что при освобождении владельцев судов, зарегистрированных в этом реестре, от страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ, выпадающие из-за этого доходы фондов должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета. Таким образом, сохранились в полном объеме права членов экипажей судов РМРС на пенсионное обеспечение и обеспечение пособиями по социальному страхованию вследствие временной нетрудоспособности и по беременности и родам.    

Наконец, благодаря активности РПСМ удалось добиться, что нормы КТМС о контроле за условиями труда моряков на борту судов со стороны государственных портовых властей и об их праве запрещать выход в море судам в случае установления нарушений, получили закрепление в ст. 79 и 80 КТМ РФ. Это существенным образом повысило уровень защищенности моряков, работающих на судах под российским флагом. 

↑ 

Наверх