30.05.2019

Путевые заметки: курсанты «Макаровки» о практике на судах СКФ

Компания «Совкомфлот» принимает активное участие в образовании курсантов морских ВУЗов, регулярно предоставляя им возможность пройти плавательную практику на своих судах. Будущие моряки, которые в скором времени выйдут из стен ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, поделились впечатлениями о производственной практике на газовозе «Кристоф де Маржери», танкерах «Кирилл Лавров» и «Лиговский Проспект».

Алексей Павлюк, 5 курс, факультет судовой энергетики:

– Моя история начинается в маленьком городке Печора в предгорье Урала. В семье у меня все капитаны-речники, обучение в  речном училище было предрешено. Правда, специальность я выбрал другую – электромеханик, посчитал это более перспективной профессией. До этого я ходил на речных судах, и попав на борт «Кристофа де Маржери», был, мягко говоря, ошарашен –  колоссальные габариты, техническое оснащение, электронное оборудование – все самое современное. 

Моя практика прошла на высшем уровне. Экипаж на судне очень ответственный, сразу видно, что мастера своего дела. Когда у меня возникали вопросы, всегда доброжелательно и отзывчиво отвечали, касались ли они электромеханики, или  просто, когда я интересовался для себя. Пытались, что называется, разложить все по полочкам. У меня был куратор – электромеханик, который давал мне задания, исходя из моих навыков. Поначалу они были самыми простыми, например, чистка и замена контактов, в дальнейшем – измерения специальным оборудованием, замена подшипников в электродвигателях, обеспечение изоляции электромоторов, замена аккумуляторных батарей, которых на судне немало. Постепенно на мои плечи куратор возложил целый ряд интересных задач. Так как судно ледового класса, то на нем имеется достаточно много систем обогрева, требующих надлежащего обслуживания. Эксплуатационные условия работы газовоза таковы, что периодически в места расположения электрооборудования попадает морская вода, снег и дождь, и своевременно необходимо найти эти места и устранить влагу. 

Узнал много новых контрольно-измерительных приборов. Допустим, измеритель вибрации подшипников электродвигателей – специальный высокоточный прибор, который на экране выводит всю необходимую информацию. Раньше это была банальная отвертка, приложенная к уху электромеханика. Еще я узнал о работе электронного гигрометра –  прибора для измерения влажности. 

С  развитием электродвижения специалисты-электромеханики на  флоте становятся очень востребованы. Раньше мне не приходилось сталкиваться с винторулевыми колонками –  азиподами, теперь работа электромеханика непосредственно с ними связана, это достаточно сложный и ответственный процесс, который необходимо хорошо понимать, чтобы избежать возможных негативных последствий. Мы работаем с электрическим током, который невидим. А любое соприкосновение с  электричеством, как  известно, может стать губительным. Вот почему электромеханик должен обладать большим багажом знаний и массой профессиональных навыков. 

Прогресс не стоит на месте: все больше новых технологий врывается в нашу жизнь, суда высокого ледового класса обладают таким техническим оснащением, о котором мы узнаем только из лекций и дополнительной литературы. Получив опыт практики на газовозе «Кристоф де Маржери», я еще раз убедился, что помимо учебы информацию нужно искать самому, постоянно совершенствовать уровень знаний и навыков в рамках выбранной профессии, идти в ногу со временем, чтобы в  дальнейшем стать более квалифицированным специалистом.

Олег Зимин, 5 курс, факультет судовой энергетики:

– Практика сложилась интересно и стала очень полезной. На танкере «Кирилл Лавров» за много лет сформировался отличный экипаж. Члены команды всегда отвечали на мои вопросы, даже если для  их они могли показаться наивными. Всегда шли навстречу, даже если я совершал ошибки. Объясняли спокойно, без насмешки. Я попал к очень грамотному специалисту, четвертому механику, который курировал мою практику. Он доверял мне настоящую работу и  делился опытом, что для меня оказалось бесценно: мы залезали вместе в судовой котел, решали различные технические проблемы, мне даже довелось участвовать в моточистке двигателей! Перебирать дизель для будущего механика всегда интересно – узнаешь еще больше о будущей профессии. Я проверил себя и свои руки, убедился, что все идет хорошо. 

Условия жизни на судне отличные. Самое главное – там очень хороший повар! Два спортзала: один для фитнеса, другой силовой. Всем экипажем дружно занимались физкультурой. Постоянно устраивали соревнования по настольному теннису между машинной и палубной командами. Конечно, мы, механики, всегда проигрывали, так как у нас времени мало было тренироваться. Север – район плавания танкера «Кирилл Лавров» – очень самобытный регион: арктические льды, моржи, белые медведи. Когда я впервые открыл иллюминатор и увидел белого медведя, был сильно впечатлен! Это так интересно! Видишь, как животные плавают в воде, слышишь, как они общаются между собой. Редко, кому доводится увидеть такое. Единственный минус – ветра и постоянные холода. С непривычки первое время трудно спать: когда танкер идет сквозь льды, судно постоянно вибрирует. После вахты хочешь отдохнуть, но от вибрации не убежишь, надо с этим жить. Очень большая ответственность во льдах возлагается на судоводителей. Запомнилась команда капитана, когда судно встало. Его было слышно в машинном отделении: ничего опасного не случилось – судно сдает назад. Но у нас падало давление в системе охлаждения главных двигателей, поэтому постоянно продували кингстоны. Второй механик безвылазно сидел в ЦПУ, переключая клапаны. Я понял: если бы у него были волосы, они бы в этот момент стояли дыбом. 

Хочу отдельно сказать про политику компании «Безопасность превыше всего»: она реально работает. Персонал заботится об этом и строго соблюдает правила. На судне меня сразу проинструктировали по технике безопасности, эти правила впоследствии я неукоснительно соблюдал. Если кто-нибудь видел меня без перчаток, меня ругали старшие коллеги, без наушников куда-нибудь забежал – возвращали. Главное, чему я научился: профессионально перебирать механическое оборудование. Это когда разобрал, перебрал, собрал, и не осталось запчастей. Раньше бывало гайки оставались. Еще научился грамотному поэтапному выполнению работ, например, особенностям эксплуатации котлов, их запуску и остановке, водоподготовке, проведению химического анализа воды. Без грязной работы тоже не обошлось: обслуживание станции обработки сточных вод – весьма интересная задача. Знаете, для механика очень приятно, когда ты что-то собрал, и это работает. Моя профессия — моя самореализация.

Ильяс Мехдиев, 5 курс, факультет навигации и связи: 

— В  ходе моей практики на танкере «Лиговский Проспект» мне довелось много путешествовать. Мы заходили во Францию, Англию, стояли на ремонте в Турции, побывали в Польше, Египте, российских портах – Мурманск и  Усть-Луга. Я выходил на несколько часов в Гавре, в Шотландии немного погулял по Глазго, правда, потом быстро обратно на судно, и уже часов через пять-шесть мы уходили. В Турции ремонт в доке позволил обстоятельно осмотреть местные достопримечательности. Немного непривычно видеть ремонт судна: это стрессовое состояние для экипажа. Зато я воочию увидел весь наш пароход, его системы и механизмы. Посмотрел, как работают судовые механизмы, обратил внимание на отношение людей к  работе. Рядом с нами стоял фактически наш систершип. По истечении месяца ему сделали отвратительный, на мой взгляд, ремонт – покрасили до ватерлинии. Видимо, у того судовладельца не было средств на большее. Можно было сравнить тот пароход после ремонта и наш до ремонта – вид похожий. Наш же после работ выглядел так, как будто только что сошел со стапелей верфи. Компания «Совкомфлот», помимо обновления флота, придает большое значение поддержке действующих судов. Насколько помню, все оценили пароход на пятилетний возраст, несмотря на то, что ему уже 12 лет. По замерам танков и износу металла танкер в идеальном состоянии. Это прежде всего демонстрирует бережное отношение экипажа к своему судну. 

Мою практику курировал старший помощник капитана, рассказывал и показывал судовые системы и механизмы. Приятно, что в рейсе пригодились мои знания английского, общался с суперинтендантами, участвовал в грузовых операциях. Вот только на швартовки не пускали – по СМСу (система управления безопасностью) не положено. Регулярно находился на мостике, ставил точки на навигационных картах, общался с лоцманами, функционировал как экстра-третий помощник капитана. Старпом обучал грузовым операциям, второй помощник ГМССБ, passage plan, различным навигационным моментам, третий помощник показывал, как готовить и оформлять документацию, делать ежемесячные обходы. 

Из практики я извлек несколько полезных вещей. Во-первых, понял, что труд моряка – это тяжелая работа. На танкерах работать сложнее, чем на сухогрузах, на погрузку-выгрузку дается всего 20 часов, а за это время надо еще принять бункер, провизию, пройти инспекцию. Очень много работы с документацией, отдельная история – подготовка к веттингу. Готовиться очень тяжело, зато какое облегчение у команды, когда контроль проходит, и экипаж получает всего одно-два незначительных замечания, словами не передать! Во-вторых, я  понял: мне безумно нравится эта профессия, что очень хочу работать в море, расти профессионально. Я увидел, что команда заинтересована во мне как в специалисте.

Российский профессиональный союз моряков неоднократно обращал внимание государственных органов на проблему морского образования в целом и организацию плавпрактики в частности. Многие курсанты не могут найти место, где можно ее пройти. Как итог – к концу обучения они не набирают необходимый плавательный ценз. 

На VIII съезде РПСМ принял резолюцию «О необходимости реформирования морского образования в России», однако до сих пор предложения профсоюза не нашли отклик у чиновников. Поэтому пока нет принципиального решения, один из выходов – пример компании «Совкомфлот». Профсоюз не раз говорил о том, какое огромное значение имеет сотрудничество морских вузов и крупных судоходных компаний страны. Такое взаимодействие дает курсантам возможность не только пройти плавательную практику на безопасных и современных судах, но и набраться опыта у специалистов своего дела – российских моряков, еще на этапе обучения познакомиться с будущим работодателем и облегчить дальнейшее трудоустройство. 

– Очень важно, что «Совкомфлот» идет навстречу молодым специалистам, – считают в РПСМ. – Судоходные компании должны обратить внимание на этот опыт и рассмотреть возможность предоставления мест на своих судах курсантам морских ВУЗов нашей страны.

По материалам «Вестник СКФ» 

↑ 

Наверх