27.05.2019

Крушения Boeing 737 Max – свидетельство, что до беспилотного судовождения еще далеко

На Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге заложено первое в России судно с технологией безэкипажного вождения. Судно «Пионер-М» водоизмещением в 72 тонны, длиной – более 25 метров, шириной – 9 метров и скоростью – 10 узлов разработали студенты девяти ВУЗов страны совместно с севастопольским конструкторским бюро. 

Несмотря на то, что по всему миру началось активное строительство автономных судов, а в некоторых странах – даже первые испытания, до масштабного внедрения беспилотного судовождения еще очень далеко. Крушения самолетов Boeing 737 Max, связанные с автоматизированной системой управления, – наглядное тому подтверждение, уверен гендиректор «Wallem Group» Фрэнк Коулс.

В ходе конференции Морского института в Сингапуре, где обсуждалась тема автономного судовождения, Коулс был предельно резок и откровенен в своих оценках. Он заявил, что индустрия морских перевозок больна теми же недугами, которые привели к двум авиакатастрофам с участием Boeing 737 Max. 

Напомним, с мая 2017 года, то есть за время эксплуатации самолетов четвертого поколения,  было потеряно два авиалайнера – оба разбились вскоре после взлета. Последнее происшествие случилось 26 марта 2019 года: воздушное судно совершило вынужденную посадку. 

– По моему мнению, инциденты с самолетами  Boeing 737 Max – лучшее подтверждение того, что мы еще весьма далеки от автономного судовождения. История с Boeing вскрыла ошибки в обучении персонала, ошибки производителя и откровенную слабость тестирования нового продукта, – сказал он. – Те же слабые места есть в морской отрасли. Мы будем свидетелями аварий, подобных крушениям Boeing 737 Max, по мере продвижения вперед к автономному судовождению. 

Фрэнк Коулс утверждает, что для успешного внедрения безэкипажных судов и других технологических разработок в индустрии морских перевозок необходимо менять образ мышления управленцев и бизнес-культуру в целом. «До автоматизации нам еще очень и очень далеко, потому что нам нужны современные модели менеджмента, отвечающие технологиям, и, наконец, толковый подход к их внедрению, – подчеркнул он. – Мы просто не можем начать использовать новинку и переложить заботы по ее внедрению на плечи капитанов и инженеров, не меняя при этом управленческих процессов, бизнес-моделей, не пересматривая подход к имплементации технологий». 

Он также усомнился в том, что именно в настоящее время существует серьезное экономическое обоснование для внедрения автономного судовождения. «Такой насущной необходимости нет. Я жду немного другого – когда в работающей системе протечка масла не сможет вызвать пожар, для тушения которого потребовалось бы присутствие команды на судне».

Фрэнк Коулс, имеющий как технологическое образование, так и опыт в морских перевозках, до прихода в «Wallem Group» занимал руководящие посты в «Inmarsat» и «Transas». При всем скепсисе в своем выступлении он дал ясно понять, что в целом приветствует прогресс. «В чем отрасль действительно нуждается – так это в системном и едином подходе к инновациям»,  – заключил он.

В Российском профсоюзе моряков (РПСМ) по-прежнему придерживаются того мнения, что на практике реализация столь сложной модели мореплавания, как безэкипажное судовождение, сопряжена с рядом серьезных трудностей, и вряд ли представители отрасли откажутся от моряков. Ведь только люди, находящиеся на борту судна, способны верно оценить ситуацию и принять решение о совершении того или иного маневра. Сбой оборудования будет означать внештатную ситуацию, которая может обернуться самыми катастрофичными последствиями. 

По материалам Morvesti.Ru, ОСК и Википедия

↑ 

Наверх