15.05.2019

На каждом судне под удобным флагом должен быть коллективный договор МФТ

«Star Masaya» (флаг Маршалловых островов, ИМО 9166663) и «SDL Maya» (флаг Панамы, ИМО 9384784) – два судна, которые ходят под удобными флагами, однако экипаж одного из них защищен коллективным договором Международной федерации транспортников (МФТ), другой – нет. На днях инспекторы Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков побывали на них. Они в очередной раз убедились – на каждом судне под удобным флагом должно быть справедливое соглашение. 

– Теплоход «Star Masaya» стоял у причала порта Находка под погрузкой угля, – рассказал председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов. – Несмотря на то, что заработная плата экипажа находится на хорошем уровне – базовая ставка матроса и капитана составляет $1364 и $9360 соответственно – филиппинцы, греки и румын не имеют гарантий достойной занятости, поскольку на судне нет коллективного договора. Ранее на борту «Star Masaya» документ существовал, но прекратил действие 31 марта 2019 года. Греческая компания «Sitinas Shipping Co» не пролонгировала соглашение. Отсутствие колдоговора между профсоюзом и работодателем означает отсутствие контроля и других механизмов, способных защитить интересы членов экипажа. Единственная гарантия для моряков на судне под удобным флагом – коллективный договор с профсоюзной организацией, ведь он обеспечивает высокую заработную плату, ее своевременность, право на обращение в профсоюз и другие важные социальные гарантии. По просьбе команды «Star Masaya» ДВРО РПСМ направит нотис руководству «Sitinas Shipping Co» с предложением провести переговоры по заключению соглашения, одобренного МФТ.

Иначе обстоят дела на теплоходе «SDL Maya». Во время визита профсоюзных инспекторов шла выгрузка шин. 

– На это судно мы уже приходили в 2017 году, на его борту не было колдоговора, – сказал Николай Суханов. – Тогда ДВРО РПСМ направила нотис судовладельцу, после чего компания вышла на переговоры с Японским профсоюзом моряков (JSU) и по их результатам подписала соглашение МФТ. С появлением колдоговора моряки стали лучше осведомлены о своих правах и гарантиях. Например, теперь все члены экипажа знают о суммах страховки в случае потери трудоспособности или смерти – $104 тысячи. Моряки подтвердили, что японский судовладелец строго придерживается пунктов договора. Кроме того, с подписанием соглашения интересы членов команды «SDL Maya» представляет и защищает крупнейший профсоюз моряков в Азиатско-Тихоокеанском регионе – JSU, состоящий в МФТ.

Добавим, что для судовладельцев в странах с высокими налоговыми ставками перевод судов под удобные флаги является своего рода убежищем, поскольку в некоторых государствах открытой регистрации обязательный платеж отсутствует, а имеющиеся – несопоставимо низки. Очень часто моряки, работающие на судах под удобным флагом, не имеют ни прав, ни гарантий, зато у них полно обязанностей. Вот почему Международная федерация транспортников и ее членские профсоюзы, в том числе РПСМ, ведут кампанию против удобных флагов и видят своей главной целью – заключение коллективных договоров. 

↑ 

Наверх