РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
27 марта предприятие «Ford Sollers» объявило о
реструктуризации. Во имя «эффективности и конкурентоспособности» компания
собирается закрыть автомобильные заводы «Ford» во Всеволожске и Набережных Челнах и завод двигателей в
Елабуге, где продолжится только выпуск автомобиля «Ford Transit». Сотрудникам
руководство предложило программу добровольного увольнения – ее участники смогут
получить от 5.5 месячных окладов (для сотрудников со стажем менее 5 лет) до
максимальной суммы в 12 месячных окладов (для тех, кто проработал на предприятии
более 15 лет). Игорь Темченко, председатель первичной профсоюзной организации
Санкт-Петербурга и Ленинградской области Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация»,
сообщил, что из примерно 980 работников завода во Всеволожске 74 человека
отказались участвовать в программе – сотрудники не согласны с предлагаемыми
условиями.
– Средний оклад работников предприятия – 52 тысячи
рублей, – рассказал председатель ППО МПРА в СПб и Ленинградской области. – Максимальная
сумма, которую может получить рядовой сотрудник – около 600 тысяч. При этом
менеджерам выплатят от миллиона до шести миллионов рублей. Получается, что те,
кто причастен, пусть даже косвенно, к тому, что завод закрывается, получат в 10
раз больше, чем те, кто добросовестно работал на предприятии на протяжении
многих лет. Мы считаем такое положение вещей несправедливым.
Другая причина недовольства – несоответствие условий
увольнения в России тем, которые «Ford» предлагал в Европе. Например, при закрытии завода в
Германии, работникам выплачивали десять окладов плюс по одному окладу за каждый
отработанный год (не более 18-ти). Сотрудники завода во Всеволожске обратились
с этим вопросом к исполнительному директору «Ford» в США Биллу Форду.
– Нам был дан четкий ответ: компания выделила достаточно
средств на закрытие бизнеса, и российские рабочие могут получить компенсации не
хуже, чем немецкие. Распределение средств – это уже внутреннее дело российского
руководства, – рассказал Игорь Темченко. – А один из членов совета директоров «Ford
Sollers» на вопрос, почему наши компенсации меньше, прямо ответил – потому что
вы живете в России: «Наши условия лучше, чем ваше законодательство».
Руководство абсолютно не скрывает, что нам платят меньше, потому что в нашей
стране нет такой поддержки государства, как, в частности, в Германии, и на нас
можно наплевать.
В ближайшее время профсоюз МПРА собирается принять участие в
Первомайской демонстрации, а 17 мая – провести митинг у Смольного, если удастся
получить разрешение. «Губернатор заявлял, что завод не будет продан до 2020
года, затем – что производство вообще не закроется, – рассказывает Игорь
Темченко. – Нам очень хотелось бы узнать, откуда у него эта информация и кто дает
такие обещания. Мы рассчитываем, что наш митинг позволит привлечь внимание
властей к нашим проблемам, и они посодействуют справедливому распределению
компенсационных выплат».
В мероприятиях примут участие не только работники, не
согласившиеся на условия программы добровольного увольнения. По словам
Темченко, некоторые сотрудники компании, подавшие заявку на ПДУ, отказались
подписывать соглашение в связи с неверными расчетами средней заработной платы.
Кроме того, он рассказал, что работникам не позволяют вынести договор за
пределы кабинета, внимательно ознакомиться или посоветоваться с юристом: «Я лично
присутствовал, когда не давали вынести экземпляр за стены офиса логистики.
Работник хотел показать юристу, ему запретили и пригрозили составить акт об
отказе от подписания. Разрешили только сфотографировать с тем условием, что он
подпишет соглашение до 17:00, иначе будет лишен такой возможности».
Недовольных немало, в том числе и из-за сложностей с дальнейшим
поиском работы. По информации профсоюза, на многих даже не очень успешных
предприятиях с постоянной текучкой кадров действует негласное указание не
принимать бывших сотрудников «Ford»,
а кое-где также отказываются брать на работу людей старше 35 лет. В первую
очередь, считает Игорь Темченко, работодателей пугает то, что бывшие сотрудники
«Ford» могут организовать на новом месте сильные профсоюзы и коллективно начать
отстаивать свои права на хорошие условия труда. Поэтому во Всеволожске
устроиться будет практически невозможно.
В настоящее время ведутся переговоры с новыми инвесторами –
компаниями, которые собираются приобрести эту площадку под выпуск своих
автомобилей. Многие сотрудники завода во Всеволожске надеются, что смогут
продолжить трудиться на предприятии, которое займет место «Ford». Сейчас переговоры трехсторонние –
участие в них принимают правительство,
продавец и покупатель, однако профсоюз добивается возможности на них
присутствовать. «Мы рассчитываем договориться с новым собственником, чтобы он
оставил на заводе тех работников, которые пожелают там трудиться, – рассказал Игорь Темченко. – Дмитрий Козак, заместитель председателя
Правительства Российской Федерации, уже поставил свою подпись под резолюцией с
предложением включить профсоюз в эти переговоры. Скорее всего, в них будут
участвовать представители Конфедерации труда России».
По словам Темченко, на настоящий момент «Ford Sollers», во
всеуслышание объявивший о закрытии, официально все еще никуда не подавал
соответствующих документов. При этом по закону при ликвидации он за 3 месяца
должен предупредить государственные органы о массовых сокращениях. Председатель
профсоюза сообщил, что все работники, согласившиеся на программу добровольного
увольнения, должны быть уволены до 20 июня, остальные – до 1 сентября с
компенсациями согласно действующему трудовому законодательству.
Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) поддерживает братский профсоюз МПРА в борьбе за справедливое распределение компенсаций и надеется, что правительство примет участие в решении проблем работников «Ford Sollers».
Наверх