12.04.2019

Инфекции на борту, или для чего нужен карантин

Вспышки инфекционных заболеваний на борту в наше время чаще всего случаются в круизном секторе. Однако от этого не застраховано ни одно судно: например, совсем недавно 25 моряков и морских пехотинцев десантного корабля ВМС США «USS Fort McHenry» заразились вирусом паротита (свинкой), в результате чего на судне ввели двухмесячный карантин. Ведущий медицинский консультант «Red Square Medical» Лиз Бо рассказала «Safety at Sea» о процедурах, которые помогают сократить риск распространения инфекции.

Диагностические исследования и профилактические прививки

Перед тем, как отправиться в рейс, все моряки проходят медкомиссию (PEME), цель которой – сократить вероятность того, что человек с проблемами со здоровьем отправится работать в море. По словам Софии Буллард, руководителя программы здоровья британского страхового клуба «UK P&I Club», наиболее распространенными проблемами, в связи с которыми моряки могут не пройти медкомиссию, являются гипертония, диабет, нарушения функций печени и заболевания желчного пузыря, которые в  основном связаны с нездоровым образом жизни. «Инфекционные заболевания в ходе PEME диагностируются реже, и чаще всего выявляется туберкулез легких – по этой причине 10% членов экипажей признаются непригодными для работы в море после обследования в медицинских клиниках», – рассказала она.

Также она отметила, что «UK P&I Club» придерживается расширенного медицинского формата при проведении РЕМЕ, включающего скрининг-тесты на гипертонию, туберкулез, диабет, работу почек и печени, зрение, слух, функцию легких и гепатит A, B и C, поскольку именно эти болезни чаще всего фигурируют в страховых исках о возмещении. Медицинские проверки необходимы и служат важной цели, поскольку моряки в большей степени, чем представители других профессий, подвержены инфекционным заболеваниям. При этом с помощью прививок можно существенно снизить риск заражения.

Например, по словам Лиз Бо, заболевания малярией и туберкулезом, распространенные среди моряков, можно предотвратить с помощью своевременных мер: против туберкулеза существует вакцина, а от малярии защитит прием лекарств и использование репеллентов. «Важно, чтобы моряки больше знали о болезни, умели распознать признаки и симптомы на ранней стадии, пока недуг не представляет серьезной угрозы для жизни», – добавила она.

Как остановить распространение болезни на борту

От момента контакта с возбудителем и до появления первых симптомов может пройти от нескольких часов до нескольких дней. Желудочно-кишечный вирус чаще всего проявляется тошнотой, рвотой и диареей; респираторная инфекция вызывает симптомы простуды и гриппа, кашель с мокротой. Очень важно вовремя распознать первые признаки болезни, как можно раньше принять меры по ограничению ее распространения и защитить от заражения других членов экипажа.

В идеале, в первую очередь моряк, подозревающий у себя инфекционную болезнь, должен вернуться к себе в каюту и немедленно доложить о своем состоянии ответственному по медицинской части. Изоляция – первоочередная и самая эффективная мера сдерживания распространения инфекции на борту. Однако следы возбудителя инфекции могут оставаться на любом предмете, к которому прикасался заболевший; при этом основная опасность исходит от мест общего пользования. Поэтому моряк должен вспомнить и записать все, чем он занимался, что ел и пил, с кем контактировал как на борту, так и на берегу. «Эти сведения нужны для того, чтобы установить, идет ли речь о вспышке эпидемии или нет», – пояснила Лиз Бо.

В том случае, если на судне все-таки произойдет вспышка болезни, зараженных членов экипажа нужно изолировать до тех пор, пока не будет установлена ее причина или пока не появится возможность эвакуировать моряков. В случае серьезной инфекции, когда капитан посчитает необходимым организовать отправку больных членов экипажа на берег, эвакуация моряков в местную больницу должна быть проведена таким образом, чтобы не заразить других моряков и медицинский персонал.

Продолжительность карантина на борту зависит от самой болезни. Скорее всего, он будет действовать, пока все члены экипажа не избавятся от симптомов инфекции и не истечет ее инкубационный период.

План действий в случае вспышки инфекционного заболевания на борту

Лиз Бо считает, что существенно сократить риск распространения инфекции можно, если следовать плану действий, разработанному для каждого судна в отдельности, и утверждает, что многие компании уже начали вводить такие планы на свои теплоходы. Она настоятельно рекомендует комсоставу позаботиться, чтобы все члены экипажа прошли соответствующий инструктаж и знали, как минимизировать распространение инфекции, что делать, если они обнаружат у себя или коллег опасное заболевание.

Эффективный план действий в идеале должен предусматривать разные уровни готовности, чтобы моряки следовали продуманным процедурам в случае подозрения на вспышку или его подтверждения. Информацию о массовом заражении при этом необходимо передавать в органы здравоохранения на берегу, чтобы можно было составить точное представление о картине вспышек и эффективнее бороться с их распространением.

Чтобы избежать районов с высоким риском заражения, следует проверять сайты ww.cdc.gov или www.who.int, которые содержат актуальную информацию о распространении инфекционных заболеваний по регионам.

Диагностика и медицинские услуги

По мнению специалистов, необходимо пересмотреть перечень рекомендуемых для судов запасов лекарств. Обычно на теплоходах есть широкий ассортимент противорвотных средств, препараты от диареи и средства для лечения респираторных заболеваний, которые применяются при самых распространенных видах инфекций. «Эти лекарства, как правило, имеют широкий спектр действия, но не всегда борются с причиной заболевания», – подчеркнула Лиз Бо.

При этом если долго «залечивать» симптомы, а не сам недуг, можно серьезно ухудшить состояние больного. Чаще всего с этим сталкиваются экипажи, которые находятся далеко от берега и не имеют доступа к квалифицированной медицинской помощи. Редко на судне есть квалифицированный врач, который может поставить диагноз, назначить лечение. Действовать приходится капитану и его помощникам, которые, согласно требованиям ПДНВ, в ходе обучения проходят курс по медицинскому уходу. На практике такой подготовки вполне хватает для того, чтобы составить адекватный план действий в случае вспышки инфекционного заболевания, при поддержке  специалистов компании офицеры вполне могут справиться с распространением заражения. 

Альтернативным решением является телемедицина, которая в некоторых случаях может быть более предпочтительной, поскольку в этом случае ситуацию оценивает медицинский специалист.

Однако лучше не доводить дело до лечения, а постараться предотвратить заражение. Для моряков это непростая задача, ведь по роду своей работы они часто оказываются в неблагоприятных, с точки зрения инфекций, регионах. Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) призывает членов экипажей следить за вспышками эпидемий и внимательнее подходить к вопросам своего здоровья.

Так, недавно стало известно о вспышке холеры в Мозамбике и Йемене. Это крайне опасное заболевание вызывает бактерия Vibrio cholerae, которая попадает в организм при приеме зараженной пищи или воды. Холера становится причиной обильной потери жидкости, а обезвоживание может привести к летальному исходу в течение нескольких часов. В первую очередь, необходимо отказаться от местной пищи и воды, которая может стать причиной заболевания. Кроме того, важна гигиена – частое мытье рук, безопасное приготовление и хранение пищевых продуктов. При этом холера – излечима. Для этого ВОЗ рекомендует использовать оральные регидратационные соли (ОРС): стандартный пакет ОРС ВОЗ/ЮНИСЕФ разводят в 1 литре чистой воды и дают заболевшему. В первый день для лечения обезвоживания средней степени взрослым пациентам может потребоваться до 6 литров ОРС.

Другая распространенная инфекция – малярия – тоже регулярно дает о себе знать: в частности, в начале года СМИ со ссылкой на представителей посольства России в Кот-д'Ивуаре сообщали, что по предварительным данным, именно эта болезнь стала причиной смерти капитана теплохода  «Виктор Ткачев» в Абиджане (Кот-д'Ивуар). Мурманское морское пароходство эту информацию так и не подтвердило. Однако, по информации РИА Новости, от малярии страдали и другие члены экипажа теплохода.

Заболевание может развиться даже на фоне приема специальных препаратов, если они неправильно подобраны для стран, в которые заходят суда, и при их неверной дозировке. Чтобы не привлекать комаров, важно создать на судне неподходящие для них условия: опорожнить или прикрыть емкости, где может скапливаться жидкость, выключить большую часть освещения на судне в ночное время, установить обработанные инсектицидами москитные сетки. При ранней диагностике заболевание можно вылечить, поэтому важно знать о первых симптомах: это высокая температура, озноб, повышенная потливость, мышечная и головная боль, тошнота, рвота и желтуха.

Перевод: ЦИА РПСМ


↑ 

Наверх