03.04.2019

Неделя действий в Европе: транспортники одержали важную и принципиальную победу

С 22 по 27 марта 2019 года в Европе проходила Неделя действий за достойные условия труда в транспортном секторе, организованная Европейской федерацией транспортников (ЕФТ). В 18 странах континента транспортные рабочие провели 100 акций с призывом к властям Евросоюза и работодателям принять конкретные шаги, направленные на улучшение условий труда. Волна согласованных действий завершилась широкомасштабной демонстрацией в Брюсселе. В ней приняли участие около 6000 человек, среди них – представители Российского профсоюза моряков (РПСМ). Главным итогом кампании «За справедливый транспорт» стало подписание коллективного договора между немецким профсоюзом Ver.di и лоукостером «Ryanair» – авиакомпанией, послужившей красной тряпкой для проведения всеевропейской акции протеста.

Сегодня в транспортном секторе ЕС на суше, в море и воздухе заняты более 10 миллионов европейцев. Все они предоставляют жизненно важные услуги. Но, к сожалению, их права и интересы под угрозой: рабочие столкнулись с ухудшением условий занятости, в том числе с сокращением заработной платы. Битва за уход компании «Uber» с рынка, злоупотребления в грузоперевозках, автоматизация в портах и на судах, приватизация железнодорожного транспорта, домогательства и издевательства на рабочих местах, гендерное неравенство и тупиковая ситуация с реформами Пакета мобильности ЕС – вот что заставило рабочих выйти на улицы. 

Однако первоначальным поводом провести кампанию «За справедливый транспорт» послужил хаос в лоукостере «Ryanair». В течение последних 10 лет крупнейшая бюджетная авиакомпания Европы прославилась несправедливыми условиями труда на всю Европу. Лоукостер практикует социальный демпинг, выплачивая, например, польским работникам на 40% меньше, чем ирландским. У  многих европейцев также нет оплачиваемых больничных, декретных отпусков и пенсий. По признанию бывших сотрудников, компания прослушивала их телефоны, заставляла оплачивать обучение из собственного кармана, расспрашивала подробности визитов к врачу. Кроме того, «Ryanair» могла в принудительном порядке заставить работника вместе с семьей перебазироваться в другую страну, предоставив всего неделю, а если сотрудник не укладывался в отведенный срок – увольняла. Неудивительно, что авиакомпания славится текучкой кадров, а ее сотрудники преимущественно – молодежь, едва перешагнувшая порог совершеннолетия. Парни и девушки со всей Европы из-за отсутствия опыта и безработицы в Европе вынуждены соглашаться на унизительные условия труда и фактически оказываются в положении рабов.  

По этой причине одну из ведущих ролей в прошедшей акции сыграла молодежь Европейской федерации транспортников. В рамках Недели действий молодые представители профсоюзов разделились на три группы и провели передвижную кампанию по Европе «За справедливый транспорт». Восточная группа, которую представляли Польский профсоюз моряков «Солидарность», Шведский профсоюз моряков (SEKO) и Российский профсоюз моряков (РПСМ), передвигалась по маршруту Гданьск-Берлин-Брюссель. Южная команда, состоящая из ребят Итальянской федерации транспортников, стартовала в Брюссель из Рима через Париж. Северная – молодежь англо-голландского профсоюза морских офицеров «Nautilus International» – проделала путь Лондон-Роттердам-Брюссель. 

Проведение акции было запланировано таким образом, чтобы во время передвижений между городами использовался различный транспорт – автобусы, паромы, поезда и самолеты. На своем пути профсоюзные группы знакомились с рабочими и снимали на видео их рассказы о несправедливом отношении со стороны работодателей.

Так, в Берлине бывшая сотрудница «Ryanair» Сюзанна Вентура рассказала, как подписывала контракт в огромном помещении с еще сотней таких же неопытных людей: ее поторапливали представители компании, а потом она восемь лет проработала в лоукостере. Вентура добавила, что руководство никогда не посылало официальных писем своим сотрудникам, лишь звонило по телефону, таким образом давая указания работнику устно. Это вынуждало последних записывать все разговоры на диктофон. Сегодня Сюзанна – активный член Ver.di, и она отвечает за организацию кампаний против несправедливых условий труда в «Ryanair» и поддержку рабочих. 

Другая действующая сотрудница компании, пожелавшая не называть свое имя, рассказала, как мучилась болью в ушах, у нее было заключение врача, что она временно не может летать, однако в компании оплачивать больничный отказались. Она добавила, что к тому же в компании действует странное и необъяснимое правило: сотрудники, неважно из какой страны Европы, обязаны самостоятельно заводить дебетовые карты для начисления зарплаты исключительно в банках Ирландии. 

Долгое время «Ryanair» удавалось уклоняться от ответственности перед своими подчиненными, однако многомесячные переговоры и широкомасштабная акция возымели действие. Через два дня после демонстрации в Брюсселе, 29 марта, авиакомпания, много лет уходившая от подписания коллективного договора, все же заключила соглашение для своих немецких сотрудников, представляющих четверть трудящихся в авиакомпании. Один из его ключевых пунктов, теперь гарантированных работникам, – стабильная базовая заработная плата. Добиться этого удалось благодаря принципиальной позиции профсоюза: Ver.di заручился поддержкой правительства Германии, которое закрыло все имеющиеся в законодательстве лазейки, ранее позволявшие лоукостеру эксплуатировать работников. Кроме того, под серьезным давлением со стороны европейских профсоюзов председатель совета директоров «Ryanair» Дэвид Бондерман принял решение покинуть свой пост в следующем году.

– Я аплодирую нашему членскому профсоюзу Ver.di, который подписал колдоговор с  «Ryanair», – сказал генеральный секретарь Международной федерации транспортников (МФТ) Стив Коттон. – Надеюсь, что это соглашение проложит путь  к справедливым стандартам труда для многих европейцев. 

Несмотря на важную победу транспортников, авиакомпании еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем ее можно будет считать социально-ответственным работодателем.  МФТ и ЕФТ призывает «Ryanair» последовать примеру, установленному в Германии, и заключить коллективные договоры с профсоюзами во всех странах, где представлен ее бизнес, в результате чего она окажется в XXI веке, где унизительные и рабские условия труда считаются прошлым столетием. 

Проблему демпинга и рабских условий можно встретить во многих сферах бизнеса, в том числе судоходстве. Здесь постоянно ведется борьба с пагубной тенденцией к найму моряков, которым можно платить меньше, так называемой «дешевой рабочей силой». Морские профсоюзы едины во мнении, что ситуация, когда моряки одной национальности теряют рабочие места из-за того, что судовладельцы могут нанять более «выгодных» членов экипажей другой, например, филиппинцев, и сократить на них расходы по зарплатам, – несправедлива. Это и есть проявление социального демпинга: оно порождает нездоровую конкуренцию. 

Эта проблема не обошла стороной и российскую судоходную отрасль. Например, в порты Балтики заходят суда, где граждане РФ получают нищенскую заработную плату по сравнению со своими европейскими коллегами. Такие теплоходы довольно часто попадают под акции протеста докеров. 

Примеры бесчеловечного обращения с моряками в России тоже есть. Достаточно вспомнить ситуацию с теплоходами «SS Veles» и «SS Ross», где экипажи не только не получали зарплату, но и трудились в ужасных условиях без достаточного количества еды и воды. Несколько моряков погибли. Несмотря на то, что история началась еще в 2011 году, судовладельцы пока не понесли практически никакого наказания. Только в ноябре прошлого года Дальневосточное следственное управление на транспорте СК РФ сообщило, что следствие по делу окончено и в ближайшее время планируется его рассмотрение в суде.

Участие молодых представителей РПСМ в мобильной кампании «За справедливый транспорт» – еще одна возможность привлечь внимание к проблемам, с которыми сталкиваются транспортники.  

– Рабочие обязаны реагировать на ухудшение условий труда, и единственный ответ – это солидарность, – уверен генеральный секретарь ЕФТ Эдуардо Чагас. – Мы способны на большее, поэтому транспортники от Полярного круга до Средиземного моря стоят плечом к плечу, чтобы проложить путь для справедливых решений. Наша кампания «За справедливый транспорт» вдохновила профсоюзы на солидарные действия в защиту сектора и прав каждого, кто в нем занят.

– Национальные транспортные профсоюзы, в том числе морские, должны делать все возможное,  чтобы противостоять ухудшению условий труда, – уверен председатель ППО моряков Севастополя РПСМ Артем Боев.– Чтобы отвечать на современные вызовы, мы, транспортники, должны поддерживать друг друга по всему миру.

↑ 

Наверх