02.04.2019

Двадцать с лишним лет на флоте

Дмитрий Хорошун, повар танкера «Леонид Лоза» (ПАО «Новошип»), с юных лет хотел работать в морях. И не последним аргументом в пользу выбора профессии была возможность увидеть мир. Мечта сбылась: сегодня за плечами уже двадцать с лишним лет работы на флоте и, конечно же, впечатления и воспоминания, которыми стоит поделиться.

Бананы руками не трогать!
 – Какое-то время я работал на маленьком контейнеровозе на линии Мумбаи-Мале (Мальдивы). Однажды у нас в машинном отделении полетела турбина, причем ее замены надо было ждать аж из Германии. Так мы застряли в раю из рекламы батончиков Bounty на 24 дня. Мы стояли на рейде возле Мале, столицы Мальдивской Республики. Но Мальдивские острова смело можно назвать и столицей люксового отдыха. Большинство островов архипелага застроены дорогущими отелями для состоятельных туристов. У нас непредвиденный отдых вышел тоже не хуже. Власти выделили два острова, на которые мы могли выезжать. Обстановка на них: белоснежные пляжи с коралловым песком, ласковый прибой, пальмы у самой кромки океана - райское место, одним словом.
Но при этом почти все на Мальдивах, в том числе и продукты, дорогое, поскольку, во-первых, завозное, а во-вторых, имеется платежеспособный спрос, обеспеченный праздношатающимися туристами. Каждая банановая пальма на островах закреплена за определенной семьей фермеров. Она не только огорожена небольшим аккуратным забором, но и снабжена табличкой с фамилией хозяев. Так что бананы тут – чужая собственность, без денег даже не подходи. А вот кокосы – в общественном доступе, бери, сколько хочешь. Они падают с пальм и лежат под ногами, как у нас обычные орехи.
Так что оказалось, что больше недели в раю – это много, особенно с учетом того, что нам пришлось серьезно экономить. Мы уже успели накупаться, загореть и на райские виды на годы вперед налюбоваться. Выручил океан и место стоянки вдали от берега. Рыбы там оказалось в достатке – некрупная, типа черноморской ставриды, но вдоволь. Так что было нам и развлечение, и хорошее подспорье к общему столу. Мы даже на обратный путь морозильник мальдивской рыбкой забили.

У британцев фунтов полно
– Довольно долго я работал на балкерах, которые возили сыпучие грузы по всему атлантическому побережью Европы. Особенно часто приходилось бывать в Великобритании. Больше всего запомнился Глазго. Хоть это и не столица, но зато самый крупный город Шотландии. Исторический центр - это старинные соборы, часовые башни, величавые штаб-квартиры торговых компаний, работающих с позапрошлого века, мощенные брусчаткой площади и пешеходные улицы. Вот так выйдешь в город – и сразу же оказываешься в эпохе Вальтера Скотта и его славных рыцарей.
Еще понравился Плимут – город-побратим Новороссийска. Его жители, как и все англичане, обожают футбол. Как-то попал в город в день отборочного матча на Кубок Англии по футболу. Такое впечатление, что все жители, от мала до велика, разоделись в зеленые цвета своей команды «Плимут Аргайл» и всем городом, без суеты и склок, выдвинулись на стадион. Красиво болеют плимутцы! И их даже не смущает, что команда за всю свою историю никогда дальше полуфинала в этом турнире не доходила. Она и в тот раз до финала не дошла. Но плимутцам главное поддержать своих, несмотря на исход.
Уэльс – это отдельная песня. Вообще, на фоне всей Британии Уэльс выделяется своей особой интеллигентной атмосферой. Чем-то похоже на наш Санкт-Петербург. Даже в портовых городках Уэльса чувствуется трепетное отношение к исторической памяти. Например, здесь чаще, чем в других британских городах, мне встречались мемориальные скамьи. Причем не обязательно они увековечивали какую-то прославленную знаменитость из этих мест. Это мог быть и простой житель, много полезного сделавший для своего города. Честное слово, у них даже в уличных кафе все чинно, как в библиотеке.
А еще к своему удивлению я узнал, что в Британии в ходу разные деньги. Кроме английских фунтов, здесь используют еще шотландские и ирландские. Как-то в магазине кассир вместо привычной светло-кирпичной «десятки» с королевой дал мне какую-то оливковую ассигнацию. Я уже хотел скандал закатить, но мне объяснили, что это шотландский «червонец». Оказывается, эти региональные фунты ходят по всей стране, а вот за границей только английские. 

Камердинер с шашечками
– В середине нулевых, когда я только начал работать на танкерах, иногда заходили в Японию, в Токийский залив. Все побережье там застроено так, что места живого нет, весь берег будто закован в «доспехи» одного гигантского завода. Картину залива очеловечивают простые рыбаки на весельных лодках. Но и тут все плотненько: их великое множество. Правда, в отличие от большинства стран Юго-восточной Азии, они абсолютно не мешают интенсивному судоходству залива, так как рыбачат в строго отведенных местах. Как сказал лоцман, удовольствие это не бесплатное, лицензия на вылов с удочкой стоит около ста долларов.
Как-то мы стояли в порту Тибо – это пригород Токио. Ну как пригород: там населения - почти миллион человек. Но для такого мегаполиса, как Токио с его 30-ю миллионами, это, конечно, предместье. У проходной порта нас встретила группа таксистов. Все, как на подбор, были бравого вида дедушки, каждому лет за семьдесят. Все на таких же стареньких, но тоже очень ухоженных и абсолютно исправных «мицубиси» и «ниссанах». Особенно впечатлило, что каждый таксист – в белоснежных перчатках. Кажется, что везет тебя в супермаркет личный камердинер.
Конечно, побывать в Японии и не попробовать в японском ресторане настоящих суши и роллов было бы неправильным. Всем свободным от вахты экипажем мы решили обязательно исправить эту ошибку. Честно скажу, лично я отправился в ресторан с огромным предубеждением. Я повар и категорический противник таких блюд. Но, как оказалось, это просто потому, что я никогда не пробовал, как их готовят в настоящем японском ресторане. Море новых вкусов, особые рецепты ферментации рыбы, свежайшие продукты… Те полуфабрикаты, которые делают в наших закусочных «на вынос», даже странно тоже называть суши и роллами.


↑ 

Наверх